На Ярославовом дворище близится к завершению крупный реставрационный проект
Работ такого масштаба, как теперь, не проводилось на этой территории более полувека. В рамках национального проекта «Культура» здесь восстанавливаются 11 объектов. На днях состоялось освящение крестов церквей Иоанна Предтечи и Параскевы Пятницы, а также колокольни Никольского собора. Отливающий золотом крест колокольни был установлен в тот же день.
Интересно, как раньше обходились без шуроповёрта?
— Раньше вот сюда вставлялись клинья, а тут стояло обсадное кольцо, — показал мастер.
Что-то поднималось, что-то шплинтовалось и…
— Непонятно? Короче говоря, по ряду причин старый способ не годится. Будет скрытый крепёж. Так даже лучше — герметичнее. Потом молниезащиту поставим. Ну и всё, можно будет разбирать леса. А подойдите-ка сюда!
И Юрий ШМЕЛЁВ, специалист фирмы «Возрождение», приоткрыл обшивку лесов.
— Здесь примерно 25 метров от земли. Вся округа видна. Витославлицы с графиней Орловой, Юрьево. Весной особенно красиво.
— Может, разглядели, чем Псков отличается от Новгорода?
Юрий — пскович. Поэтому так и спрашиваю.
— Как чем? Историей, архитектурой. Вроде близко, но у каждого города — свои нюансы. Даже если про материал. У нас-то в Пскове древность вся — в известняке.
Но внизу, наверное, думают, что у них всё-таки поинтереснее. Ну, так получается. Руководитель проекта Павел ПОРЯДИН вспомнил, как на объекте работали археологи. Деревянные мостовые внутри реставрируемого храма — такое не каждый день увидишь. И точно не сегодня уже. Надо было годиком раньше подойти. Проект реставрации, начатый в 2022 году, вступил в завершающую стадию.
— В основном все конструктивные работы выполнены, — сказал Павел Порядин. — Остаются отделка, покраска, монтаж оборудования.
Уже осенью нынешнего года в Новгородском музее-заповеднике, как отметил его генеральный директор Сергей Брюн, рассчитывают открыть первую экспозицию — в церкви Успения на Торгу.
На традиционные расспросы журналистов, мол, а что же дальше,
Сергей Павлович отшутился, сказав, что чувствует себя сёрфером, на которого несётся цунами. Однако сёрферу это нравится: что будут также отреставрированы собор Рождества Богородицы в Антонове, церкви Спаса Преображения в Ковалёве и Петра и Павла на Синичьей горе. Он бы хотел поднять волну ещё выше — получить финансирование на ряд других памятников, включая храм Рождества Христова на Красном поле. Замечательный, но, увы, укромный.
А митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву (владыка провёл чин освящения крестов) не впервой было отвечать на вопросы о сотрудничестве Церкви и музея:
— Нам нечего делить, — заметил он. — Всё это наше, русское. Когда восстанавливаются храмы, это не может не радовать.
Для него лично это сотрудничество началось ещё с возвращения Софийского собора — 16 августа знаковому событию исполнится 33 года.
Новый крест колокольни Никольского собора скоро увидят все. Но, между прочим, можно будет видеть и старый — он аккуратно снят и сохранится. По форме новый — копия старого. Но он — из нержавейки, полнотелый, покрыт оксидом титана. В Кузнечной мастерской Сергея СИМАНОВА даже микропор на поверхности не оставили. Снова и снова зачищали и полировали.
— За такие дела принимаешься с трепетом, — сказал Сергей. — Тут ведь будто напрямую перед Богом отвечаешь.
Но при реставрации уникальных памятников средневековой архитектуры любая задача — с особинкой. Например, замена металлических пик для ограждения Ярославова дворища. Их таких требовалось до 300 штук. Только именно так сейчас не льют. В Кузнечной мастерской решили попробовать метод горячей штамповки. Получилось очень близко к оригиналу.
* * *
— Хорошего дня и творческих успехов! — желают нам с оператором мастера.
Мы, конечно, отвечаем тем же. На прощание касаюсь рукой ещё не распакованного (в плёнке) креста. Когда ещё приведётся побывать на самой маковке храма?