- Комиссия состояла из сотрудников ГИБДД, представителей дорожных и железнодорожных предприятий (так мы проверяли и состояние переездов). Кроме того, по самым проблемным участкам автотрасс привлекалась и прокуратура. Проверка заняла более месяца, за это время было обследовано около полутора тысяч километров дорожного полотна региональных и межмуниципальных дорог на предмет соответствия всем необходимым государственным стандартам. Добавлю, что подобные проверки проводятся ежегодно.
- За прошедший год дороги стали лишь хуже. Эксплуатационное состояние тех, что находятся в собственности области, оценивается неудовлетворительно. Всего около 10 процентов областных дорог соответствуют государственным стандартам. Это отдельные, небольшие по протяженности участки автотрасс, отремонтированные год-два назад. Более 50 процентов от общей протяженности автодорог, имеющих асфальтовое покрытие, требуют капитального ремонта из-за полного износа. Да и остальные дороги требуют внимания, так как не соответствуют стандартам по ровности, состоянию обочин и прочему. Причина в одном - недостаточное финансирование дорожников, у которых чаще всего хватает средств на ямочный ремонт, что общую картину не исправит.
- Назовите, пожалуйста, самые проблемные участки.
{thumbimage 150px 1}- Это участки дороги Яжелбицы - Демянск - Старая Русса - Волот - Сольцы в Старорусском и Волотовском районах, Устюжна - Валдай в Пестовском районе, Новгород - Луга (Батецкий район) и Спасская Полисть - Любытино - Боровичи (Маловишерский район), а также Шимск - Феофилова Пустынь (Шимский район).
- Отдельный вопрос по федеральной автотрассе «Россия», где традиционно большое количество ДТП...
- При проведении проверок эксплуатационного состояния автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург в границах Новгородской области в 2011 году выявлено, что на 70 километрах дорожное покрытие имеет многочисленные повреждения в виде выбоин, трещин, колейности, что негативно влияет на состояние аварийности. В первую очередь требуют капитального ремонта участки на 432-472 и на 570-594 километрах. Установлено, что самое плохое состояние дорожного полотна, пожалуй, все же в Крестецком районе. Там недавно начались работы. Правда, после того как областная прокуратура подала в суд на руководство федеральной автодороги. О результатах говорить рано. Но могу сказать, что часто суд занимает не совсем понятную позицию. Например, нам заявляли, что на каждую ямку в асфальте необходимо приглашать федеральных собственников, хотя есть все подписанные ими акты обследования, что говорило об их согласии. Суды часто заворачивают наши протоколы и не особо стараются найти виновных, ссылаясь так же, как и дорожники, на то, что во всем виновато недофинансирование и ничего с этим не поделаешь. Нет денег - нет виновных. Но в настоящее время эксплуатационное состояние той же федеральной автотрассы подходит к критической отметке, и делать что-то надо, причем срочно!
- Кстати, о недофинансировании. Почему в соседней Псковской области дела с дорогами обстоят гораздо лучше?
- Насколько мне известно, в Псковской области выделяются гораздо большие, чем у нас, суммы на обслуживание дорог областного значения. Почему? Это вопрос уже не ко мне. Добавлю лишь, что по состоянию автодорог на Северо-Западе наша область находится приблизительно посередине. Где-то дела обстоят лучше, а где-то и хуже.
- Большая часть всех дорожно-транспортных происшествий регистрируется в областном центре. Что можно сделать в Новгороде, чтобы справиться с этим?
- На 1 января в областном центре зарегистрировано более 75 тысяч единиц транспортных средств. Для такого небольшого города это много. Так же, как много и недостатков, которые влияют на дорожное движение в негативном ключе: низкая пропускная способность улиц и пересечений, не отвечающая требованиям низкая оснащенность улиц и дорог техническими средствами, недостаточное освещение проезжей части, малое число парковок в городе, неудовлетворительное состояние проезжей части и тротуаров. У нас составлен и отправлен в адрес губернатора целый перечень первоочередных мероприятий, которые необходимо осуществить, включая замену и установку светофоров, строительство новых пешеходных переходов в разных уровнях, наружного освещения и прочее.
- Какие еще действия предпринимает УГИБДД после таких проверок?
- По результатам мы всегда выдаем предписания дорожным службам на устранение недостатков, отправляем письма главам местных муниципалитетов, мэрам, главе администрации области с просьбой принять меры, присоединяя к этому свои конкретные предложения. И конечно же, усиливаем контроль за соблюдением ПДД на аварийных участках дорог, так как процент аварий, при которых сопутствующим условием стало плохое состояние автотрассы, с каждым годом растет. И если в 2010 году количество таких ДТП составляло около 20%, то по итогам первых месяцев этого года уже приближается к 28%.
- Владимир Александрович, в эти дни в ГИБДД области проходит и переаттестация сотрудников. Успеете к 1 августа?
- Успеем. Сейчас это нелегкая для многих процедура как раз в полном разгаре, и об итогах говорить рано.
- Но о том, как она проходит, рассказать можете?
- Могу, но хочу лишь уточнить, что за последние два года у нас в районах и так поменялась практически половина начальников ГАИ вследствие значительного повышения требований к результатам работы, и многие просто не выдержали такого напряжения. Кто-то уходил на пенсию, другие писали заявления об увольнении. Вот и сейчас некоторые инспекторы добровольно увольняются, не дождавшись переаттестации, так как знают, что если за ними есть какой грешок, без внимания он не останется.
- Будет ли кто-либо отстранён от занимаемой должности за нарушения закона?
- Аттестация инспекторов ДПС началась недавно, поэтому могу сказать лишь одно: скорее всего, без своего командира останется батальон Новгорода, так как в этом году было возбуждено два уголовных дела по взяткам. Думаю, что и его первый заместитель аттестацию не пройдет. Требования к руководящему составу и всем инспекторам ГИБДД очень строгие.
- Насколько в целом сократится личный состав управления?
{thumbimage 150px 1}- Человек на 200. Останется около 600 сотрудников. Это очень мало. И если городской и областной батальоны пострадают несильно, так как им приходится обслуживать аварийную автотрассу «Россия» и областной центр, то в большинстве районов области штат отделов ГИБДД будет представлять собой начальника и четырех подчиненных. Так что работать им придется в два раза больше, одновременно занимаясь дежурством на дорогах, профилактической работой в школах и на автотранспортных предприятиях, техническим надзором, документацией и прочим.
- Какой выход из сложившейся ситуации вы видите?
- Уже сегодня мы работаем с московским предприятием «Стройинвестпроект», которое занимается созданием центров фото- и видеофиксации. И уже к концу года в Великом Новгороде планируется восемь перекрестков оборудовать приборами видеофиксации и еще четыре установить на федеральной автодороге. Это, с одной стороны, дисциплинирует водителей, с другой, сведет к минимуму их общение с инспекторами ДПС, а значит, уменьшит и коррупционную составляющую такого общения.
- Дела делами, а праздник праздником. Как вы отметите 75-летие ГАИ-ГИБДД?
- Основные праздничные мероприятия состоятся 4 июля в Новгородском драмтеатре, возле здания которого пройдет и фигурное вождение автомобилей - наш небольшой сюрприз новгородцам. Еще в эти юбилейные дни пройдет презентация книги «На страже жизни и порядка» об истории становления ГАИ на Новгородчине, о ветеранах службы и тех, кто работает сегодня. Пользуясь случаем, поздравляю ветеранов, всех своих коллег и их семьи с 75-летием такой нужной людям службы, как ГИБДД! Успехов вам, счастья и здоровья!
Фото Владимира МАЛЫГИНА
и из архива ГИБДД