Чтобы конфликтов было меньше, в школах области стали создавать службы примирения
По словам заместителя директора по воспитательной работе Крестецкой средней школы № 1 Евгении ТИТОВОЙ, в районе не очень хорошо поставлена психолого-педагогическая работа, поэтому давно уже назрела необходимость в создании школьного органа, который бы помогал и ребятам, и учителям, и родителям разрешать конфликтные ситуации:
- Когда мы задумали такую службу, то провели опрос среди детей и взрослых, кто, по их мнению, достоин войти в состав нашего примирительного органа. В итоге сейчас четыре педагога и три старшеклассника сообща помогают школьному сообществу жить дружно.
Служба примирения - это не просто кружок по интересам для учащихся и способ, которым пользуются учителя, чтобы привлечь к общественно-полезному труду подрастающее поколение. Ее деятельность прописана в уставных документах учреждения, обращения от конфликтующих сторон с просьбой помочь фиксируются в специальном журнале, ссоры не выносятся на всеобщее обсуждение школы, а решаются так, чтобы никто из участников не пострадал. За четыре месяца работы Службы примирения (действует с начала 2011 года) удалось урегулировать 10 серьезных конфликтов.
- Есть у нас один недружный седьмой класс, ребята постоянно ссорятся сами и всегда всем недовольны, - рассказывает Евгения Сергеевна. - Так вот с ними и индивидуально, и коллективно работаем. Сейчас на первый план выходят случаи, связанные с предстоящим ЕГЭ. Так, результаты пробных тестов удовлетворили далеко не всех учащихся. Возникла ситуация, в которой мальчик по отношению к учителю вел себя некрасиво, потому как посчитал, что ему специально занизили баллы. Службе примирения пришлось не просто: индивидуально ему по всем заданиям тестов объясняли, что он сделал неверно, маму его приглашали для совместной работы. Сейчас конфликт исчерпан, мальчик принес извинения педагогу.
Евгения Сергеевна признает, что не хватает участникам службы психологических знаний - теоретических и практических. Поэтому в планах - во время летних каникул организовать курсы, обменяться опытом с другими школами области, сформировать небольшую библиотеку необходимой литературы, ввести в состав примирительного органа родителей - людей, способных непредвзято оценивать ситуации. Все это, по мнению Титовой, поможет деятельность службы сделать эффективнее, чтобы в будущем уметь конфликты в школьной жизни не только тушить, но предвидеть и предупреждать.
Людмила ДАНИЛКИНА