Понедельник, 25 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Замкнутый круг,

{thumbimage 150px 1}или Почему молодые жители Холма не хотят быть патриотами малой родины
В холмскую командировку мы ехали, зная, по каким адресам проблем предстоит пройтись. Спасибо коллегам из районной газеты с говорящим названием «Маяк» — поделились полезной информацией. А им в свою очередь пожаловались жители. И выходило, по их словам, что в райцентре три беды: дефицит лекарств, рабочих мест и дороги.
В общем, первым делом редакционная «десятка» затормозила у аптеки, где уже через несколько минут стало понятно: в список «горячих точек» можно и нужно вносить дополнения.

Больной вопрос

— Вообще-то, с ассортиментом у нас всё в порядке, — удивилась заведующая аптеки Татьяна ЕЛИСЕЕВА. — Комитет (здравоохранения. — Ред.) приезжал, проверял. Сказали, что всё соответствует норме, лекарств достаточно. Всего более 800 препаратов.
Не в порядке, как выяснилось, другое. Завозят новые партии лекарств не так часто, как хотелось бы жителям, — два раза в неделю. Людям приходится ждать.
И не исключено, что скоро в аптеке попросту некому будет работать — в Холме не хватает фармацевтов. А между тем Елисеевой, по её словам, два года до пенсии. «Я — самая молодая здесь», — грустно усмехается она. Её напарнице, второму и последнему в Холме фармацевту Елене Николаевне, которую недавно перевели сюда из аптечного киоска ЦРБ, — шестьдесят. Тут уж не до женского кокетства.
— Она имеет полное право уйти на пенсию, а я — заболеть. И что прикажете после этого делать? — рассуждала заведующая. — Я вон в прошлом году девять месяцев одна работала. Запретила себе грипповать. Как раз тогда — в ноябре — население ставило вопрос о фармацевтах перед главой района. Но нас по-прежнему только двое.
Впрочем, стал ли перевод фармацевта из больницы решением проблемы, — большой вопрос. Как сообщила нам одна из холмичанок, «теперь из-за любой мелочи приходится бегать из ЦРБ в аптеку и обратно».

Чём народ живёт?

Местные жители могут пожаловаться журналистам не только на работу аптеки. Есть и другие темы для общения. Например, вышеупомянутые дороги. Сходство некоторых из них с катком — ещё полбеды.
— Не ремонтируют, — возмущенно заявили нам одни.  
— Сточные канавы не чистят! Весной дома топит, — добавили другие.
— Пока десять раз в администрацию не сходишь, не пожалуешься, — ничего не сделают, — сказали третьи.   
Особенно долго изливал душу предприниматель Иван Михайлович:
— Раньше много чего было: колхоз, молокозавод... Всё развалили. Чем в Холме народ сейчас живёт? Лесом, в основном. Кругляк вывозим, а чтобы переработкой заниматься — нет. Я два года назад пробовал картошку выращивать. Бросил — некуда сбывать! Так что я пока всё-таки с лесом связался. Сам себе хозяин. Бригада — три человека. Тракторист, правда, вот уже три недели на работу не ходит — пьёт. Молодой ещё — тридцать лет. Второй — ему тридцать три — такой же. Вино всё рушит. Народ пьёт. И умирает потихоньку.
На этом фоне сообщение одной из «респонденток» о том, что скоро в райцентре закроют больницу, прозвучало как гром среди ясного неба. И процесс, мол, уже пошёл, заверили нас. Нескольких специалистов сократили, столовую прикрыли… Не проверить эту информацию мы не могли.

«Дебютанты»

Главный врач Холмской ЦРБ Владимир ТИМОФЕЕВ несколько секунд поражённо смотрел на журналистов после того, как они пересказали услышанное от его потенциальных пациентов, которые, очевидно, страдают ещё от одного вида дефицита — информации.  
— Как закрывать? Мы в 2009 году сделали ремонт: и косметический, и капитальный! Недавно всю обстановку обновили в палатах и ординаторских. Ни в коем случае! — отмёл он все сомнения. — Специалистов — да! — по-прежнему не хватает. Нам нужны педиатр, нарколог, психиатр. Своего педиатра ждать ещё четыре года: человек учится. А нарколог, который сможет работать и в психиатрической службе, прибудет этой весной. Пока с их обязанностями грамотно справляются фельдшеры.
Кстати, персонально Ивану Михайловичу сообщаем, что на наркологическом учёте в районе состоят 198 человек, в основном алкоголики. Правда, это лишь официальная статистика. Интересно, есть ли среди учтённых тракторист, тот самый, что уже три недели не даёт покоя предпринимателю?
Наверное, есть. Владимир Тимофеев сказал, что число пристрастившихся к зелёному змию идёт на убыль, в этом направлении ведётся хорошая работа. Даже наркоманов, и тех в районе нет. «Последний два года назад в колонию сел», — заверил нас главный медик района. Правда, и это тоже официальная статистика. А что будет, когда в Холм нарколог приедет? Совсем, наверное, пить перестанут. И курить.
Этой вредной привычкой, по словам барменши из кафе «Дебют», увлекаются школьники. Откуда знает? Кафе располагается в непосредственной близости от учебного заведения, и его юные воспитанники на переменах бегают в находящийся рядом с точкой общепита уличный туалет, используя его вместо курилки.
— Теперь правила такие: в школе и рядом с ней курить нельзя. Застукают с сигаретой — родителям штраф. Вот они и прячутся в туалете. Всю дверь разворотили! — сообщила работница.      

В Москву, в Москву!

Однако, к сожалению, в Холме всё-таки есть учреждение, которое в ближайшем будущем ожидает закрытие. Это филиал Старорусского колледжа производственных технологий и экономики, где молодые люди могут получить специальность тракториста-машиниста.   
— А что делать, заинька? — разводит руками заведующая филиалом Любовь ПРОКОФЬЕВА. — Население убывает, контингент становится все меньше и меньше. В районе всего около семи тысяч человек живёт. В общем, мы на грани закрытия. Третий — последний — курс мы, разумеется, выпустим, но работать дальше — вряд ли. В филиале сейчас учатся всего 24 ученика, а наполняемость группы должна составлять 25 учащихся! А набора нет, первого курса нет. В школе, посмотрите, выпускников — не более 30 человек каждый год.
Конечно, если рассуждать по совести, то закрывать филиал никак нельзя, считает Прокофьева. В Холмском районе хватает семей, у которых нет возможности содержать детей-студентов в Новгороде или Старой Руссе.   
— Мы стараемся как можем, — объяснила Прокофьева. — Получили лицензии на обучение поваров, слесарей — не помогает. Не идут к нам. Не хочет молодежь в Холме оставаться — работы нет. Был завод по изготовлению полупроводниковых приборов — закрылся. Строительство не ведётся. Остались только лесопереработка, инфраструктура и крестьянские хозяйства, а в них по пять, десять, ну, двадцать человек. В прошлом году посадили картошку — так некому было выкопать: так и осталась под снегом. А те, кто выкопал, не смогли реализовать. Вот и получается замкнутый круг.
Впору воскликнуть: Холм — город контрастов! Здесь даже кафе с оптимистическим названием — вышеупомянутый «Дебют» — находится под одной крышей с офисом ритуальных услуг «Клепсидра».
А если серьёзно, получается следующее. Вкладываем порядка 100 миллионов рублей(!) в ремонт больницы, ищем специалистов... А кого они обслуживать будут? Посетителей «Дебюта» или клиентов «Клепсидры»?
— Что же делать, по-вашему? Бежать отсюда?
— Нет, заинька! Оставаться! И развивать свой район! — отвечает по-учительски Прокофьева.
Студенты Любови Петровны, правда, думают иначе.
— Я в Холме оставаться не хочу, — заявил нам Антон Сарычев, восемнадцатилетний второкурсник филиала. — В Новгороде буду работу искать. А закрывать филиал нельзя. Техника здесь для учёбы есть. И молодежь сюда хочет идти.
В Холмской средней школе своими нехитрыми размышлениями по тому же поводу с нами поделились две девятиклассницы. Точки зрения оказались противоположными.
« Я здесь оставаться не хочу. Что здесь делать? Где работать? Молодёжь бежит отсюда. В Новгород, Питер, Москву… Перспектив — никаких, — сообщила девушка Юлия. — Мой папа, например, в бане работает. В месяц зарабатывает двенадцать тысяч. Чтобы прокормить семью, ему приходится ездить в Питер на заработки.
Елена, отец которой вообще неделями пропадает на стройках в северной столице, всё-таки оставила шанс малой родине: «Я бы осталась. Главное — работу найти».
 
Елена КУЗЬМИНА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Меры поддержки участников СВО и их семей обсудили на заседании комиссии.

Мы рядом!

Состоялось заседание межведомственной комиссии по поддержке участников СВО и членов их семей

20.11.2024 | Общество

Компания «Актив» задумывается о расширении производства, в том числе на территории ОЭЗ «Новгородская».

Чувство опоры

Резидент новгородского технопарка «Трансвит» производит вертикализаторы для детей.

20.11.2024 | Общество

Односельчане, особенно молодёжь, должны знать о своих героях, уверена Ольга Михайловна.

В память о Саше и других

Мама погибшего на СВО бойца создаёт в валдайской деревне мемориальный зал

20.11.2024 | Общество

В новой лавке есть на что посмотреть и о чём поговорить.

«Соловьёвка» вернулась

В здании старинной новгородской гостиницы открылась крафтовая лавка

13.11.2024 | Общество

Посетителям семейных выставок творческая династия предлагает задуматься о том, в чём соль творчества.

Где все будут вместе

О семье и творчестве рассказывают несколько поколений новгородских художников

13.11.2024 | Общество

Общение и взаимоподдержка, возникающие в процессе игры, подзаряжают.

Люди, которые играют

Универсальный инструмент психолога позволяет легко разобраться в сложном

13.11.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА