Для обязательного изучения предложен набор из четырех предметов: ОБЖ, физкультура, курс «Россия в мире» (синтез истории, обществознания, географии и культурологии) и «Индивидуальный проект», предполагающий разработку детьми самостоятельных идей исследовательского, социального, культурного или иного плана.
Остальные дисциплины дети смогут выбирать для себя сами, причем предусмотрена программа на минимальном (интегрированном), базовом или профильном уровнях. Уровень влияет на количество часов, отводимых на изучение предмета. Чтобы облегчить школьникам задачу по выбору, разработчики ФГОС разбили предметы на шесть групп: русский язык и литература, иностранные языки, математика и информатика, общественные науки, естественные науки, искусство или иной предмет по желанию школы. Из этих комплектов детям и будет предложено выбирать, но не более двух предметов из одной группы и так, чтобы в целом выбранных уроков было не более семи.
Получается, что при таком подходе число предметов в старших классах сократится с нынешних 16–21 до 9–10. Правда, разработчики утверждают, что «ничегонеделанье» детям не грозит, потому как «Индивидуальный проект» потребует от ребят глубоких и теоретических, и практических разносторонних знаний.
Как только Минобрнауки РФ опубликовало вариант стандарта, документ подвергся жесткой критике. В Интернете появилось открытое письмо президенту и премьер-министру РФ, под которым подписались уже более 15 тыс. человек.
Одной из первых, подписавших послание, была и доктор филологических наук, заведующая кафедрой теории и методики общего образования Новгородского института развития образования Софья КАГАНОВИЧ:
— Как можно из обязательных для изучения дисциплин исключить русский язык, имеющий статус государственного, и литературу? Я понимаю, что задача органов власти — воспитывать патриотизм в детях, но ведь это можно и нужно делать в том числе и при помощи богатейшего языкового запаса и литературных источников. Разработчики утверждают, что дети смогут для себя сами выбрать и литературу, и, по моему мнению, также необходимую математику. Но смотрите, что получается: предметных групп для выбора — шесть, но взять из них для себя ребята смогут всего семь дисциплин. То есть лишь из одного комплекта ребенок сможет выбрать два урока, например, алгебру и геометрию, но если при этом ему одновременно необходимы еще русский язык и литература, то придется делать выбор в пользу одного из них. Таковы правила стандарта.
Еще один вопрос, по которому тысячи и тысячи россиян не согласились с разработчиками ФГОС, — так называемый интегрированный уровень обучения. Это некий минимальный набор знаний.
— Обязательный минимум получают дети с первого по девятый класс, — продолжает Софья Львовна. — Но стандарт предназначен для 10–11 классов. Получается, что старшеклассники, если они выберут этот вариант обучения, будут вообще малограмотными и малознающими. В контексте интегрированного уровня сам собой встает вопрос о платности образования: минимум обеспечен, хотите больше — платите. Но в предложенном тексте стандарта об этом ни слова.
Людей, полемизирующих сейчас о проекте ФГОС для старших классов, волнует еще много вопросов. На этой неделе в обсуждение включился и Владимир Путин. На заседании кабинета министров, обращаясь к главе Минобрнауки РФ Андрею Фурсенко, он сказал, что спешить с принятием стандарта не стоит. Фурсенко сообщил, что и математика, и русский язык, и естественнонаучные дисциплины будут обязательными.
Что ж, подождем доработанный вариант ФГОС.