Вторник, 07 января 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

В надежде на лучшие времена

{thumbimage 150px 1}Как выглядит боровичский домострой в начале ХХI века
Деревня Ёгла всего в 10 километрах от Боровичей. Облик древнего поселения со звучным названием в прошлом году кардинально изменился. Теперь у каждого деревянного дома видна стойка газораспределительной трубы. В 2010 году ветка магистрального газопровода протянулась вдоль по Мсте к Опеченскому Посаду и другим поселениям. Идет массовая газификация.

Городские удобства

Жителям Ёглы повезло в том плане, что газопровод им провели к каждому дому. На порожистом берегу Мсты в красивейших местах теперь можно жить с полным набором городских удобств: горячая вода, газовая плита, батареи…
— Спасибо огромное. Наконец-то газа дождались, — сказала нам пенсионерка Лилия Зайцева, убиравшая снег у своего дома. — Газ мы уже подключили. Обошлось не очень дорого — 28 тысяч рублей. Льготы мне не положены, потому как сын проживает со мной. Работает, хорошо получает. Теперь котел ставить будем. Нам газовщики скидку пообещали в 10 процентов.
Другая жительница Еглы, которую встретили на деревенской улице — Мария Полякова, рассказала, что смогла воспользоваться льготой, и ей оплатили половину стоимости установки газового оборудования. Это около 9 тысяч рублей. Но в целом на переоборудование дома вплоть до установки батарей потрачено 50 тысяч рублей.
— Дочка помогла. Сама бы я таких денег не нашла, — призналась Мария Павловна.
Природный газ в сельском доме — удовольствие, конечно, недешевое в наши времена. Дети помогают родителям, но помощь эта может вернуться им сторицей. Привлекательность жилого фонда в Ёгле с приходом природного газа растет в разы. Если раньше дома по Мсте стоили 150–250 тысяч, то теперь выросли в цене до 600–700 тысяч рублей.
Галина Шалаева приехала в Ёглу жить из Петербурга.
— Не хочу возвращаться в большой город, здесь прекрасно себя чувствую, — сказала нам Галина Павловна. — У меня здесь и водопровод, и ванна, и канализация, а плюс к тому садовый участок, река, чистый воздух!
В администрации поселения нам сказали, что примерно 80% жителей уже пользуются природным газом. Остальные копят деньги, готовятся устанавливать оборудование.
— В скором времени трубу протянут в деревню Ровное, и на этом газификацию
Егольского сельского поселения можно будет считать завершенной, — рассказал глава администрации поселка ЕвгенийТрофимов.

Хлебушек под расписку

В сельском частном магазине «Анюта» цены на хлеб, как мы убедились, ниже, чем в городе. Так, буханка черного в Великом Новгороде и Боровичах давно уже перешагнула рубеж в 20 рублей, а здесь до сих пор продают по 18. Прямо как в прошлом веке: замени слово рубль на копейки — и будет тебе хлеб «по 18 копеек». Столько он и стоил в советские времена, когда цены были фиксированными. Вареные колбасы держатся не выше 100 рублей за килограмм. Для горожан это уже фантастика.
— Низкие цены — вынужденная мера, — разъяснила хозяйка магазина, она же и продавец Надежда Бурдакова. — Покупательная способность населения очень низкая. Я боюсь, что и совсем покупать хлеб перестанут, если подниму цену. Много ведь товару отдаю в долг.
В доказательство сказанному предпринимательница показала увесистую пачку долговых расписок сельских жителей. В Ёгле многие берут продукты в магазине в долг, но никогда не обманывают и расплачиваются с хозяйкой «сельмаркета», как только получат пенсию или зарплату.
Единственный на момент нашего прихода покупатель Галина Петрова также осталась должна после покупки.
— В этом году не удается прожить на сто рублей в день, — поделилась бюджетной проблемой Галина Николаевна. — Цены так взлетели! А ведь нам, пенсионерам, нужны не только продукты — и дом в порядке содержать надо, и огород... Тот же газ — за него тоже платить нужно. За декабрь у меня 500 рублей вышло, а за январь, прикидываю по счетчику, уже 700 рублей набежало, потому что подорожал, потому что морозы…
Таким образом, городские удобства приближают цены на коммунальные услуги к городским же. Впрочем, в тоне пенсионерки я не заметил уныния. Скорее наоборот: готовность платить за газ, потому как по сравнению с дровами — это несомненное благо. За что-то новое и хорошее потребитель всегда платит с удовольствием. Тем более что и пенсии тоже растут, как известно.

Местный ресурс

Не только частные дома получают выгоду от газификации района. В этом году в Боровичском районе реализуется программа по переводу девяти малых котельных на природный газ. Социальные учреждения, многоквартирные дома также нуждаются в недорогом отоплении. Задействованы федеральные, областные деньги и собственные средства теплоснабжающих предприятий. Все понимают, что возить уголь из Хакасии — не дело.
Лучше боровичане намерены использовать и местные природные ресурсы. Шесть котельных планируется перевести на пеллеты. Нам показали пару строящихся площадок. В деревню Селино природный газ придет нескоро, а потому здесь сооружают бокс для установки нового оборудования. В деревне Заречная газопровод рядом, но здесь действует лесоперерабатывающее производство, а потому проблема опилок давно уже заботит местных предпринимателей. Самое рациональное решение — делать из них пеллеты и тут же сжигать в котельной. Старенькая пока ещё пыхтит на углях.
— В угольной котельной работают шесть кочегаров. Это очень трудозатратное и дорогое производство тепла, — рассказал Игорь Яковлев, директор «Боркоммунсельсервиса», дочерней организации ООО «МП ЖКХ Новжилкоммунсервис». — А для сжигания пеллетов ставим автоматическое оборудование. Поэтому обслуживающий персонал сокращается до двух операторов. Пеллеты как сырье обойдутся дешевле, а по КПД они лишь немного уступают углю.
За котельные в районе принялись неспроста. Год назад Боровичский район прослыл проблематичным прежде всего из-за серьезных сбоев в сфере ЖКХ. Квартплата в Боровичах, напомним, подскочила тогда в некоторых случаях почти до семи тысяч рублей в месяц, потому что плюс к тарифам местные органы власти необоснованно подняли нормативы. (Об этой ситуации «НВ» подробно рассказывали в материале «Очарование темноты» за 19.02.2010 г.)
Город был на грани социального взрыва. В ситуации разбиралась прокуратура, в Боровичи выезжал губернатор Сергей Митин — в результате нормативы, да и тарифы, удалось привести к приемлемым значениям. Для предотвращения подобных коллизий боровичанам посоветовали развивать конкуренцию в сфере услуг ЖКХ, больше создавать частных управляющих компаний и особенно ТСЖ, потому что их наличие — условие для участия в федеральных программах по капитальному ремонту.

Что изменилось?

За минувший год положительные сдвиги в Боровичском районе, как мы убедились, есть. И не только благодаря программам по газификации и переоборудованию котельных.
— Теперь местные органы власти не устанавливают нормативов. Это стало прерогативой областного комитета по ценовой и тарифной политике, — отметил в беседе с нами заместитель главы района Юрий Геннадьевич Васильев. — Тарифы в этом году выросли максимум на 15%. Похоже, что больше проблем сейчас у ресурсоснабжающих организаций. Им приходится изыскивать пути для экономии ресурсов и заниматься модернизацией.
Словом, федеральное правительство и областная администрация взяли ситуацию под контроль, и это приносит положительные результаты. Прошедшие в октябре муниципальные выборы показали, что боровичский электорат больше не клюет на популистские заявления типа «мы не будем повышать квартплату». В городской думе и мэрии произошли серьезные кадровые перемены.
От новых руководителей жители ждут позитивных перемен. Но если обратиться к цифрам, то в целом Боровичский район пока ещё остается на консервативных позициях. Из 907 многоквартирных домов в 47 нет ни одной приватизированной квартиры. В пяти многоквартирных домах на территории Опеченского и Сушанского сельских поселений жители до сих пор не могут (или не хотят) выбрать способ управления многоквартирным домом. Что тут делать?
Закон обязывает муниципалитеты проводить аукционы и назначать управляющие компании. Так поступили уже по отношению к 305 многоквартирным домам. На территории городского и сельского поселений Боровичского района за три последних года было проведено 32 открытых конкурса по отбору управляющих организаций, но большинство из них признаны несостоявшимися. Под лежачий камень ведь и вода не течет…

Сам за себя

Главный смысл жилищной реформы в том, чтобы разбудить сознание собственников, заставить их принимать решения, вникать и помогать контролировать ситуацию, а боровичане устраняются от таких задач. Получается порочный круг: без приватизации и создания ТСЖ, частных управляющих компаний невозможно войти в программы капремонтов при поддержке государства, а без этого растет пассивность и апатия жителей.
Непосредственное управление как способ управления многоквартирным домом в Боровичском районе выбрали жители почти 500 многоквартирных домов. Но он не самый эффективный, потому как непонятно, кто будет радеть об общем имуществе многоквартирного дома.
В Боровичах всего два ТСЖ, и управляют они тремя многоквартирными домами. С пяток управляющих компаний взяли под своё крыло сотню многоквартирных домов. Слабый пока результат.
— Причина пассивности жителей в том, что жилой фонд в Боровичах очень старый, — считает Юрий Васильев. — Жильцы понимают, что в случае приватизации и создания ТСЖ или перехода под крыло управляющей компании им придется нести затраты по капитальному ремонту. Они десятилетиями исправно платили квартплату, но ремонта крыши на своем доме так и не дождались.
Управляющие же компании и ТСЖ также неохотно берутся за ветхий фонд. Капремонт — статья очень затратная, а тут надо платить за воду, за тепло. и причем за всех жителей — и кто платит, и кто не платит. Ресурсоснабжающие же организации всегда могут взыскать деньги через суд, а это грозит банкротством управляющим компаниям.
Решить проблему неплатежей в Боровичах пока не удается. Неплательщиков приглашают на комиссии, которые теперь действуют не только в городе, но и при каждой поселковой администрации, но получается так, что пока работают с одной семьей — у другой возникает задолженность.
Получается, что жилой фонд местности, не подвергшийся оккупации в годы войны, обветшал гораздо сильнее, чем там, где шли массированные бомбежки и пожары. Очевидно, систему ЖКХ в Боровичах с его ветхим жилым фондом спасет только модернизация, темпы которой будут сравнимы с послевоенным восстановлением российских городов.
 
Юрий КРАСАВИН,
Владимир БОГДАНОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Сервал — одна из самых редких пород домашних котов. Длина тела — от 90 до 135 см, рост — до 70 см. Вес кустарниковой кошки — 13–18 кг.

Орион и его команда

Чтобы жить под одной крышей с сервалом, нужно думать, как сервал

25.12.2024 | Общество

Лэпбук — книжка с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков.

Краеведение по-особенному

В Великом Новгороде дети с аутизмом изучают историю родного края с помощью лэпбуков

25.12.2024 | Общество

Когда люди счастливы

Участники опроса «НВ» предложили свои варианты лучшего подарка на Новый год.

25.12.2024 | Общество

Девять финансовых привычек для нового года

Многие откладывают перемены на начало месяца или года. А значит, самое время обзавестись новыми финансовыми привычками, которые точно пригодятся в новом году

25.12.2024 | Общество

В чём риски употребления спиртных напитков?

Главный внештатный специалист психиатр-нарколог министерства здравоохранения Новгородской области о вреде злоупотребление алкоголем

25.12.2024 | Общество

С памятниками «жертвам войны», установленными в начале 90-х, в России нынешней готовы мириться далеко не все.

Кувалда как аргумент

В Боровичском районе пострадал мемориальный комплекс, посвящённый интернированным полякам из Армии Крайовой

18.12.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 25.12.2024 года

РЕКЛАМА