— Вот и сегодня он выполнил свой сыновний долг и возложил венки, а сейчас приехал, чтобы пообщаться с новгородскими ветеранами, которым хочу сказать огромное спасибо за Победу! Вы заслужили ее, сделав все, чтобы наше государство стало свободным и могущественным. Мы в свою очередь будем делать все, чтобы ваша жизнь была лучше и комфортнее, чтобы все вы и дальше могли передавать молодому поколению свой опыт любить, уважать и защищать Родину!
Поздравления ветеранов продолжил мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев, который предложил тост за великую Победу. Ветераны выпили стоя фронтовые сто граммов, закусив горячей солдатской кашей. И не было конца рассказам и воспоминаниям…
Бывший танкист из Маревского района Федор ВАСИЛЬЕВ вспоминал своих братьев, не вернувшихся с войны, а медсестра Надежда МАЛИНОВСКАЯ из Великого Новгорода рассказала, как вместе со своим медсанбатом была на Волховском фронте и как она встретила Победу:
— Мои родители эвакуировались, а мы вместе с подружкой попросились в медсанбат. Нам всего по 16 лет было, так что взяли нас вольнонаемными. Бои на Синявинских высотах, оборона Ленинграда — сколь они были тяжелыми, мы видели по раненым, которых привозили к нам с передовой. А Победу я в Новгороде встретила, куда приехала после тяжелого ранения. Помню, в тот день солнце такое же было, как и сегодня. Я как услышала, что война закончилась, сразу же на площадь побежала. Там уже было много людей, все целовались, обнимались и радовались. Незабываемое чувство счастья, до сих пор его помню.
За соседним столом два ветерана — оба в парадной форме, при орденах и медалях. Они то и дело прерывали свой разговор, чтобы еще раз обняться. Как оказалось, однополчане, служившие вместе в Риге, именно здесь встретились впервые за несколько лет. Война развела их по разным фронтовым дорогам: подполковник Виктор КАЛИНИН встретил Победу на Кавказе, а полковник Борис МАШКОВСКИЙ — в Берлине. И вот, такая приятная встреча на юбилейных торжествах!
Надо сказать спасибо организаторам, которые не поскупились на угощения: солдатская каша из фронтовой кухни была лишь в память о прошлой войне. Но как питались тогда, в 40-е на фронте? Такой вопрос я задала новгородскому ветерану Николаю СМИРНОВУ, и вот что он рассказал:
— По-всякому, конечно, было, но в общем нормально. Тыл хорошо армию поддерживал: всегда была горячая еда, горячий чай, каша. Помню, нам даже клюквенный экстракт выдавали, иногда колбаса американская была, ну, конечно же, обязательные 100 граммов. Даже на передовой была возможность с помощью сухого спирта что-то разогреть. Помогали и посылки, в которых незнакомые люди присылали нам носки, варежки. Но больше всего мы радовались письмам, читали их все вместе и думали: как там сейчас живут, в родном городе или селе?
Николай Никифорович закончил войну старшим сержантом, был дважды тяжело ранен, в последний раз — на подступах к Новгороду. Срочную операцию ему сделали в палатке на берегу Волхова, поэтому и известие о Победе застало его на новгородской земле — в Неболчах. Рассказывая обо всем этом, ветеран признался, что все, кто прошел ад и ужас войны, ценят каждый день, каждое мгновение мирной жизни и мечтают, чтобы так было всегда.
Владимир МАЛЫГИН (фото)