— Нет, мы выполняем федеральные требования. На сайте НовГУ (www.novsu.ru) потенциальные абитуриенты и их родители уже сейчас могут ознакомиться с перечнем тех ЕГЭ, результаты которых мы будем засчитывать при поступлении.
— Несмотря на то, что еще в прошлом году ЕГЭ стал обязательной для всей страны формой и выпускных школьных экзаменов, и вступительных в вузы, высшие учебные заведения продолжают отстаивать право на дополнительные испытания, утверждая, что реальные знания детей не соответствуют представленным баллам ЕГЭ.
— Мы убеждены, что ЕГЭ не должен быть истиной в последней инстанции. Нужны дополнительные формы сдачи вступительных экзаменов. Вузы, говоря о низком образовательном уровне школьников, приводят конкретные доказательства. Так, МГУ столкнулся с тем, что из южных регионов страны приезжают поступать ребята, плохо говорящие по-русски, но у которых в свидетельстве ЕГЭ по этому предмету стоит 100 баллов. Мы у себя в университете сделали срез знаний первокурсников отдельных специальностей по физике. С заданиями справились только 10% студентов. И год от года уровень знаний поступающих все ниже. Поэтому понятно желание вузов вводить собственные экзамены. Еще одним минусом ЕГЭ как единственного критерия для поступления является то, что, пройдя в начале июня тестирование по школьным предметам, потом почти три месяца дети ничего не делают, что еще больше снижает и так зачастую не очень высокий их образовательный уровень. Раньше, если помните, выпускникам приходилось усиленно готовиться к вступительным экзаменам в вузы, повторяя и то, что уже знали, и изучая дополнительный материал, потому что требования в институтах и университетах значительно выше школьных. И еще одно последствие тестирования, давшее возможность абитуриентам с результатами ЕГЭ поступать в любые вузы: идет массовый отток молодежи из регионов в центральные города, и это через несколько лет, безусловно, негативно отразится на развитии этих субъектов РФ.
— Как вы считаете, действительно необходимо было ограничивать до пяти число вузов, в которые абитуриенты могут подавать документы для поступления?
— Да, это правильное решение. Абитуриент должен быть профориентирован, то есть знать, что он хочет быть медиком, педагогом или трудиться на селе. Внутри какой-то отрасли, безусловно, он может выбирать специальности. Но когда один и тот же человек подает заявления сразу в 100 институтов — и на гуманитарные специальности, и на инженерные, и на творческие, это говорит о том, что его задача — просто занять бюджетное место. И неважно, что впоследствии он или бросит учебу, потому как поймет, что это не его, или, закончив вуз, никогда не будет работать по специальности.
— Известны ли уже контрольные цифры приема на бюджетные места в этом году?
— Пока из Москвы утвержденный план не пришел. Но скажу, что подали мы заявку, намеренно уменьшив число мест от набора прошлого года на 10%. Объясню, почему. Ежегодно количество выпускников школ уменьшается: такова демографическая ситуация. Так, в Новгородской области в этом году средние общеобразовательные учреждения закончат всего 2700 человек. Такого низкого показателя в нашем регионе еще не было. В связи с уменьшением абитуриентов федеральные власти ежегодно снижают и контрольные цифры приема: за последние пять лет план набора для НовГУ уменьшен в 1,5 раза. И хотя пока на 2010 год федеральный план приема неизвестен, но уже на 15% урезано финансирование университета. Уверяю, студенты от этого не пострадают, размер стипендий уменьшен не будет. Мы пошли по пути сокращения свободных ставок на кафедрах и совместителей. Особенность финансирования высших учебных заведений страны в текущем году заключается в том, что средства выделены только на 9 месяцев. В Москве будут следить за тем, как вузы справляются с заданными показателями набора. В прошлом году НовГУ удалось на 99% выполнить план, но были вузы, которые набрали студентов на бюджетные места только процентов на 60–80 от контрольного задания. По итогам грядущей приемной кампании федеральные власти в сентябре 2010 года будут решать, в каком объеме финансировать деятельность учреждений высшей школы до конца календарного года. Поэтому, учитывая сложившуюся ситуацию, мы, не дожидаясь очередного федерального снижения числа бюджетных мест, сами уменьшили контрольные цифры набора. На 150 студентов планируется набрать меньше в этом году на те специальности, на которые в прошлом году был недобор. Это инженерное и педагогическое направление. Недостаточным спросом в 2009 году также пользовались и сельскохозяйственные специальности.
— Интересная складывается ситуация. С одной стороны, стране сейчас требуются инженеры и специалисты на село, с другой — абитуриентов эти специальности не прельщают. О чем это говорит? О плохой профориентационной работе среди старшеклассников и их родителей?
— Действительно, комплексной программы, которая давала бы школьникам полную информацию о потребностях рынка труда, в том числе и в перспективе, и об учреждениях профессионального образования всех уровней, в области нет. И получается, школы сами разрабатывают элективные и профориентационные курсы, училища, техникумы, вузы тоже самостоятельно предпринимают какие-то меры. НовГУ в каком-то смысле проще, поскольку в нашу систему входят и пять колледжей области. И сейчас мы пытаемся переломить ситуацию с профориентацией старшеклассников. В каждом нашем институте, колледже есть специалист, отвечающий за рекламную кампанию. Они регулярно ездят по районам, посещают школы. Кроме этого, к профориентационной работе мы подключили и партнеров — предприятия области, а их больше 40, совместно с которыми созданы и учебно-производственные лаборатории, и кафедры, и площадки для прохождения практики наших студентов. Они тоже выходят в школы и рассказывают не столько об учебе, сколько о тех рабочих местах и технологиях, использовать которые в будущем будут ребята, которые решат пойти учиться на определенные специальности. В университете есть отдел, который занимается трудоустройством студентов и изучением ситуации на рынке труда области. Не так давно мы приняли решение выставлять на сайте НовГУ материалы по востребованности кадров в области. Мы проанализировали и статистические данные о количестве студентов из районов. Если смотреть абсолютные цифры, то кажется, больше всего в НовГУ учится ребят из межрайонных центров — Старой Руссы, Боровичей, Великого Новгорода. Однако когда мы сделали расчет в зависимости от количества жителей районов, получилось, что боровичских и чудовских студентов у нас меньше всего. Зато из таких небольших районов, как Маревский, Пестовский, Мошенской, Поддорский, слушателей много. Этот анализ дал нам еще одно направление профориентационной работы на местах. Помимо Новгородской области мы ведем активную рекламную кампанию и в других регионах страны: у нас учатся студенты из 65 субъектов. Особенно много ребят у нас из Псковской, Мурманской, Вологодской, Архангельской, Тверской, Ленинградской областей, Краснодарского края. И это хорошо, потому что кто-то из них останется работать на Новгородчине. Когда наши сотрудники рассказывают школьникам об университете, они говорят в том числе и о перспективах трудоустройства будущих специалистов. Сейчас все институты НовГУ работают над целевой программой «Кадры». За основу взят опыт Института медицинского образования. Там уже 12 лет совместно с областными и муниципальными властями, центральными районными больницами ведется мониторинг кадровой ситуации в лечебных учреждениях и формируется потребность в специалистах с перспективой на несколько лет. Вот уже в начале марта выпускники ИМО 2010 года приглашены на распределение. Им предлагается на выбор 300 вакантных мест. Во многих районах власти сразу предлагают молодым врачам и жилье. Такие же программы скоро заработают и во всех других институтах.
— Действительно ли в текущем году к НовГУ присоединятся строительный колледж в Великом Новгороде и автодорожный в Боровичах?
— Не исключено. Этот вопрос сейчас в стадии согласования. Если эти два учреждения войдут в состав НовГУ, то появятся новые возможности и для них, и для определенных наших институтов. Потому как можно будет лицензировать новые специальности, студенты высшего и среднего профессионального образования получат новые площадки для теоретических и практических занятий.
— Не планирует НовГУ принять участие в федеральном конкурсе на статус национально-исследовательского университета?
— Сбор конкурсных документов идет. Свои шансы мы оцениваем как 50 на 50. Но попробовать стоит. Если все получится, то университет будет получать федеральные средства на научную работу. А ведь об уровне вуза в немалой степени говорят именно количество и качество исследовательских проектов. НовГУ давно уже стал надежным партнером многих зарубежных вузов: так, только в прошлом году от университетов Америки, Германии, Польши, Франции нам поступило 28 предложений о сотрудничестве в сфере научно-исследовательских работ. С каждым годом все больше научных идей наших преподавателей получают поддержку из различных российских фондов. Так, в прошлом году финансировался 41 проект, каждый на сумму 2–3 миллиона рублей. В конце 2009 года мы предложили пять проектов Российской корпорации нанотехнологий. Они проявили заинтересованность, сейчас идет активная переписка. Два проекта связаны с медициной, и они особо привлекли внимание специалистов корпорации. Один из них, стоимостью в два миллиарда рублей, подразумевает строительство предприятия, а это новые рабочие места, налоги в бюджет области, перспективы развития и применения нанотехнологий в регионе. Так что у нас есть все шансы войти в двадцатку лучших университетов страны...
Владимир МАЛЫГИН (фото)