Дважды в одну воду
Покорить океан удалось лишь со второй попытки, а вот вернуться за один раз туда и обратно пока не получилось. Даже яхту новгородскому капитану пришлось оставить в США. Вернуть судно удалось лишь после зимовки. Именно за этот переход из Америки в Россию в 2009 году новгородец и был удостоен Всероссийской премии.
Первая попытка пересечь в одиночку океан в 2007 году завершилась неудачно: тогда в планы новгородца вмешалась погода: дойдя до Азорских островов, капитан Федорук был вынужден повернуть обратно. Наверстать упущенное яхтсмен решил на следующий год. Тогда, казалось, всё получится: пройдя внутренние воды РФ, Балтику, Северное море, яхтсмен благополучно прибыл к месту первой запланированной остановки в Плимуте (Англия). Но и на этот раз завершить поход до конца новгородцу не удалось. В точке с координатами 36 градусов северной широты и 60 градусов западной долготы, находясь в 360 милях от Бермудских островов и в 600 милях от Ньюпорта, конечной цели трансатлантического перехода, яхта Федорука «Фасон» попала в аномальный шторм со сказочным именем Герда. В результате шалостей этой «девушки» Федорук с яхтой пережили, пожалуй, самое страшное, что может произойти в океане: переворот яхты на 360 градусов. Пережили и остались живы. Сломались лишь мачта и руль авторулевого. Но с такими поломками можно было похоронить мысль о том, чтобы добраться до Ньюпорта и вернуться в город на Волхове в срок. В итоге, добравшись в Америку через семь недель (вместо запланированных пяти), новгородец был вынужден оставить свою яхту на стоянке в яхт-клубе Ньюпорта до следующей весны и вернуться на родину. Уже на самолёте.
Всем миром
Однако процесс возращения российского судна на Родину оказался весьма трудным. И в материальном плане, и в физическом. Деньги на это мероприятие собирали в буквальном смысле всем яхтенным миром. Новгородские власти от финансовой помощи мягко уклонились, сославшись на то, что финансировать они могут лишь соревнования, а тут, дескать, частный случай. Чего не скажешь о наших вечных соперниках: американская сторона, учитывая достижения новгородского капитана, не только не взяла с Алексея Федорука ни цента за более чем полугодовую стоянку яхты, но и постоянно информировала российского яхтсмена по Интернету о состоянии судна, погодных условиях, дате спуска «Фасона» на воду.
Время реванша над водной стихией пришло в мае прошлого года, когда новгородец прилетел в Ньюпорт, чтобы, отремонтировав «Фасон», завершить наконец вторую часть перехода через Атлантику. Подготовка яхты к плаванию заняла около трех недель: «Фасону» требовался частичный ремонт. Почти все необходимые запчасти яхтенный капитан привёз с собой в чемодане. Такой своеобразный груз, естественно, не мог не вызвать вопросы у американских таможенников. Тем более что чехол с новым рулем для авторулевого взамен сломанного в тот самый шторм, например, и вовсе очень напоминал чехол с винтовкой. Но все трудности были преодолены, и Алексей Федорук со спокойной душой прибыл на землю американскую и приступил к ремонтным работам.
Поверь в мечту
23 мая 2009 года капитан Алексей Федорук отправился из Ньюпорта в Великий Новгород. Ровно за год до старта гонки яхтсменов-одиночек Jester Challenge-2010, проходящей по маршруту Плимут — Ньюпорт. Сразу стоит отметить, что для одиночек атлантическая гонка, проводимая с 1960 года, — всё равно что Формула-1 для автогонщиков.
Участники этих морских стартов — спортсмены, выступающие на яхтах длиной до 30 футов (9 метров). Новгородский «Фасон» отвечает этим параметрам, да и для самого Алексея Федорука эта гонка является давней мечтой.
— Все мои предыдущие походы были не чем иным, как подготовкой к трансатлантической гонке, — говорит капитан. — Ее даже нельзя назвать соревнованиями: никаких призов здесь не предусмотрено, как нет ни победителей, ни проигравших. Главное — дойти до финиша, переборов стихию и проверив себя.
Кстати, на этом маршруте Федорук проверял свои силы неоднократно: он единственный из россиян, заявившихся на состязания, прошёл по всему маршруту будущей трассы во время своих походов через Атлантику.
— Вы знаете, почему гонка из Англии в Америку считается действительно спортивным мероприятием? — продолжал объяснять Алексей Федорук, как значимы для него эти соревнования. — Потому что из Англии в Америку по Северной Атлантике, в принципе, без труда не пройти — это чистый спорт, жестокий, трудный. Ты идешь против всех ветров, течений. И если первый переход яхтсмена-одиночки из Америки в Англию был совершен ещё в середине XIX века, то первый переход из Европы по северному маршруту состоялся лишь во второй половине XX века. Поэтому сравнивать переход с востока на запад и с запада на восток некорректно — это совершенно другие условия, другая тактика.
Так что вопрос о том, как далась новгородскому яхтсмену вторая часть трансатлантического путешествия, отпал сам собой. Да, говорит капитан, было спокойнее, чем год назад, когда шторм изрядно его потрепал. Но после пережитого к возможному повторению этих событий психологически Федорук был готов. Хотя и здесь трудностей хватало. Океан есть океан, были и шторм, и шальная волна, положившая яхту парусами на воду. Однако в целом Атлантику капитан прошёл динамично и на удивление быстро: за 28 дней. Жаль лишь, что всё это время Алексей, впрочем, как и всегда, не смог поддерживать связь с родными и коллегами по новгородскому яхт-клубу. Спутниковый телефон и сегодня всё также остаётся для нашего мореплавателя роскошью, а не средством общения. Цена вопроса — 1500 долларов. Но ни одна из сотовых компаний, работающих в Новгородском регионе, пока не решила оказать Федоруку спонсорскую помощь такого рода. Вот и остаётся в дни покорения океана лишь уповать на Бога, свои силы да возможности яхты.
— Если говорить действительно о трудностях обратного пути, то они появились после Англии, — говорит Алексей Федорук, — Ла-Манш дался очень тяжело. В районе Темзы был такой плотный туман, что я чуть не врезался в молчаливо стоящий на якоре танкер. Из-за тумана его очертания стали появляться, когда до корабля оставалось чуть больше 25 метров. Слава Богу, удалось его вовремя увидеть и отвернуть. Тогда от напряжения нервы просто лопались…
Но, слава Богу, всё завершилось благополучно. В город на Волхове яхтсмен прибыл 13 августа. И практически сразу же стал готовиться к новому плаванию, гонке Jester Challenge-2010. Казалось бы, о какой подготовке могла идти речь, когда до соревнований оставалось больше полугода. Но это нам, обывателям, так кажется. А здесь важно всё: не только техническое состояние яхты, но и постоянный контакт с ней.
Даже сейчас, когда на улице снег и судно стоит в ангаре, капитан старается со своим кораблём не расставаться. Надолго отвыкать от палубы, тесноты каюты и жесткости койки нельзя. Хотя для Федорука эта среда обитания намного удобнее комфортабельных квартирных условий. Кроме того, к предстоящим соревнованиям, помимо текущего ремонта, возможно, обновится гардероб парусов: в качестве приза в номинации «Лучший дальний поход» капитану Федоруку был обещан сертификат на пошив парусов. Так что времени на отдых нет.
В новом году яхтсмен Федорук, покоривший Атлантику, не раздумывая, пожелал себе «дойти и вернуться». Редакция присоединяется.
Фото из личного архива
Алексея ФЕДОРУКА