— Сегодня когорты молодых людей чрезвычайно малы, они не могут обеспечить в должной мере жизнедеятельность государства. Это означает, что забота о раннем профессиональном выборе должна быть очевидной, явно выраженной, — делится наболевшим Анатолий Леонидович. — Каждый молодой человек как можно раньше должен понять, где он будет наиболее продуктивен, и чего ждет от него общество и государство.
Чтобы было, кого учить на первом курсе, в прошлом году не отчисляли тех, кто не справился с первой контрольной проверкой в середине первого семестра, в этом — в НовГУ приняли дополнительные меры для сохранения количественного состава первокурсников: даже неуды на промежуточной аттестации не повлияли на стипендию.
Особенно острый дефицит на студентов на таких специальностях, как радиотехника, производство радиоэлектронных средств, микроэлектроника, машиностроение. Основная причина: качество знаний по физике и математике у вчерашних школьников оставляет желать лучшего. Ученый совет НовГУ не в первый раз принимает решение вводить после начала нового учебного года дополнительные корректирующие курсы по этим предметам, где сжато дается программа средней школы. И никуда от этого не деться. Более способных или просто других студентов нет. А если мыслить глобально в связи с переходом на инновационный путь развития, то, учитывая призывы российского президента Дмитрия Медведева развивать нанотехнологии, становится совсем грустно: кто их развивать-то будет?
— Госкорпорация нанотехнологий должна добиться к 2015 году выпуска продукции объемом в 930 миллиардов рублей, а для этого необходимо обеспечить дополнительные выпуски инженеров профильных специальностей. Так, Андрей Свинаренко, отвечающий в «Роснано» за кадровую политику, говорит о четырехкратном увеличении. Теперь мы должны готовить инженера уже не по стандарту, а такого специалиста, у которого производительность труда будет существенно выше, чем у тех, кто раньше оканчивал университет, — озвучивает планы государства Анатолий Гавриков.
На протяжении нескольких лет сильный крен в выборе дисциплин студентами новгородского университета наблюдается в сторону гуманитарных. Исключение составляют лишь информационные технологии — там конкурс на место сохраняется. Самой большой популярностью среди абитуриентов НовГУ в этом году пользовалась специальность «управление персоналом». Оказаться в рядах «белых воротничков» для новгородцев, недавно покинувших школьную скамью, предпочтительнее, чем заниматься точными науками. Может быть, принять радикальные меры? Например, взять и закрыть гуманитарные специальности, чтобы молодого человека заставить поступить на специальности инженерных направлений, где базовые предметы — физика и математика? Подобные предложения руководству НовГУ уже поступали. Анатолий Гавриков с этим не может согласиться. Ведь ориентация детей с учетом их внутренней предрасположенности начинается в начальных классах, а может, и того раньше, в детском саду.
Причины того, что у молодежи инженерно-техническое направление сегодня не в почете, Анатолий Леонидович видит не только в системе среднего образования, но и в состоянии промышленного комплекса страны. Предприятия сегодня слабо выстраивают сотрудничество с образовательными учреждениями и не способствуют формированию у молодых людей должной мотивации. Серьезно беспокоит и отсутствие современной системы технического творчества молодежи.
— Так, кабинеты физики требуют кардинального переоснащения. В наших школах учитель по этому предмету — на вес золота, и у детей, соответственно, нет интереса к физике. И я как депутат областной Думы буду добиваться, чтобы в расходовании бюджетных средств значилась статья на приобретение физического оборудования, потому что ни одному образовательному учреждению, даже автономному, эту покупку не потянуть, — акцентирует внимание Анатолий Гавриков. — В свою очередь система научно- технического творчества поможет сформировать у ребенка мотивацию к ранней профориентации.
К сожалению, сегодня желающих стать учителями физики практически нет. Если срочно не предпринять конкретных действий, чтобы изменить эту ситуацию, то в скором времени можно остаться и без новгородских кадров в направлении нанотехнологий, и без физиков в наших обычных школах. И еще. Строить оптимистические прогнозы относительно того, что в ближайшее время вузы, по крайней мере, расположенные в нашем регионе, благополучно переживут нехватку студентов, не стоит.
Данные Новгородстата свидетельствуют: начиная с 1990 года, когда на свет появился 9231 младенец, число родившихся в регионе с каждым годом уменьшалось. И только с 2001 года наблюдается робкое выкарабкивание из пресловутой «демографической ямы». Но до вузов эта волна докатится только к 2012 году.