В то же время, если не считать дворовых котов да площадных голубей, места для живности в украинском мегаполисе почти не находится. Видел пасущихся козочек на окраине, но это скорее исключение. И в парках не видно белок, которых в наших широтах где только не встретишь.
У кормушки
Между тем одесский зоопарк находится в центре города, рядом с Привозом. Так как я поселился совсем недалеко от знаменитого рынка, то почти каждый день проходил мимо ворот зоопарка. Из наружной информации быстро выяснил, что вход туда совсем недорогой. Также удалось узнать у кассира, что приходить сюда лучше всего в 11 утра, когда как раз начинается кормление животных.
В один из дней так и сделал: вместо того, чтобы сгорать на пляжах Большого фонтана, направился в зоопарк. И первое, что привлекло внимание, — таблички о том, что не надо кормить животных чем попало. Вместо этого предлагалось купить специализированный корм. Тоже, кстати, недорого.
Посетителей в зоопарке тем утром было немало. В основном — мамы и папы, бабушки и дедушки с детьми.
Кому в зоопарке весело?
Первым, кого я увидел в зоопарке, был слон. Самое крупное четвероногое на Земле повесило хобот на ограду и фырчало, обиженное то ли на знойную погоду, то ли на назойливых посетителей.
Взять интервью у него не удалось. Во-первых, двойная ограда устанавливает слишком большую дистанцию — не получилось даже сделать такой снимок, чтобы в кадр не попадали решётки, не то что записать что-либо на диктофон. А во-вторых, я забыл позаимствовать пудовую гирю у Паниковского. У слонов ведь, как известно, чрезвычайно развит слух, но совсем в другом диапазоне, чем у людей: они слышат топот по земле за много километров. Вот если бы я постучал гирей по асфальту, он бы меня услышал. А так общаться слону в зоопарке приходится часто, но в основном с проезжающими мимо трамваями.
В коллекции Одесского зоопарка около полутора тысяч обитателей. Среди них — львы, леопарды, бурые медведи, зебры, обезьяны, африканские страусы, пеликаны... Но это согласно рекламному проспекту. На практике же, дважды обойдя всю территорию и постояв у каждого вольера, обсидев почти все скамейки, удалось понаблюдать лишь за жизнью верблюдов, зебры, кенгуру, черепах и пеликанов. Последние оказались самыми открытыми для прессы. Они весело хлопали крыльями, глядя на меня, и гоготали. Наверное, как экземпляр гомо скриптус я показался им чудаковатым: упитанный мужчина то ли в шортах, то ли в бриджах, футболке с надписью странным шрифтом — «Новгородские ведомости», бейсболке набекрень и крохотным фотоаппаратом размером с карася.
Словом, пеликанам в Одесском зоопарке хорошо, потому что они живые, весёлые. И кажется, что они могли бы свободно выпорхнуть из вольера, но не делают этого, потому что не хотят.
Где второй Дюк?
Впрочем, есть и другие критерии благополучности в содержании животных. Одесский — единственный на Украине зоопарк, где размножаются азиатские слоны. Несмотря на его маленькую (около 6 га) территорию и крохотную площадь слоновьего загона. Причём в 2004 году слоны уже в третий раз стали счастливыми родителями, и посетители могли увидеть их малыша по имени Дюк. Так в Одессе появился второй Дюк, а первый — памятник Дюку Ришелье — так и стоит у Потёмкинской лестницы.
Первенец же у одесских слонов родился в 1992 году, и назвали его Фантик. Он эмигрировал в Европу, став артистом цирка шапито, а его сестрёнка 1998 года рождения «получила квартиру» в Харьковском зоопарке. Так сообщают ленты новостей, хотя мне удалось увидеть только одного Дюка — бронзового. Дюк с хоботом, видно, тоже уже куда-то уехал, как его брат и сестра.
Помню, меня одна туристка спросила: «А вы не знаете, где в Одессе Дюк?». Я ответил ей неправильно: «Так вот же он, перед вами!». А надо было бы сказать на одесский манер, с шуткой: «В зоопарке, на улице Новощепной ряд». Но это было бы нечестно, и я не сказал.
Всяк сверчок...
Вообще, как я понял, чтобы увидеть в зоопарке всё, надо посетить его несколько раз. И желательно быть при этом подготовленным с информационной и фуражной точек зрения. В Одессе ведь живет самый большой из представленных в зоопарках СНГ крокодил, посетителям предлагаются обзорные и тематические экскурсии: «Мир индийских слонов», «В мире птиц», «Обитатели водно-болотных угодий» и другие. Здесь можно покататься на пони, ламе, верблюде, с ветерком прокатиться в фаэтоне. Но обо всём этом я узнал уже дома. Ползая по Интернету, оставалось только порадоваться за моих новых приятелей из отряда веслоногих. Пеликанам, оказывается, построили новый теплый зимний дом, где пол с подогревом, вентиляция с электронным управлением и течет ручей.
Украинские СМИ также сообщают, что Одесский зоопарк начал строительство нового вивария для разведения жуков, червяков и сверчков, которыми будут питаться другие обитатели зоопарка. Как рассказывает директор зоопарка Юрий КУЧЕРЕНКО, строительство пока ведется за счет собственных средств, но мэрия обещает помочь. Предварительная стоимость объекта оценивается в 400 тыс. гривен (на сегодня это 1,4 млн. рублей). Оказывается, один сверчок на Украине стоит 60 украинских копеек, а требуемая масса насекомых — 200— 300 сверчков в день. Если бы можно было, я бы тоже купил себе домой парочку — пусть бы стрекотали по вечерам. Ожидается, что виварий окупится в течение шести лет за счет того, что зоопарк перестанет покупать насекомых на стороне.
Всё это прекрасные новости, потому как наш фотокор Владимир БОГДАНОВ, побывавший в Одесском зоопарке с четверть века назад, рассказал, что тогда, в ноябре, достопримечательность произвела на него удручающее впечатление: «Хуже зоопарка я нигде не видел». Но годы делают своё дело, о животных действительно пекутся: в Одесском зоопарке сегодня содержатся редкие животные, занесенные в Красную книгу Международного союза охраны природы, Европейского Союза и Украины, — таких более 60 видов, и многие успешно размножаются. Научная специализация зоопарка: «Редкие и исчезающие животные юга Украины».
А еще при Одесском зоопарке создан единственный на Украине питомник по содержанию и разведению хищных птиц и сов. Выращенных в нем соколов-балобанов возвращают в природу, подсаживая в гнезда диких сородичей. Будем надеяться, что в следующий раз, когда кто-то из новгородских журналистов побывает на Украине, он получит ещё больше положительных впечатлений о содержании там редких животных.