Вскоре после исчезновения (24 июля) сухогруза, который отправлялся из Финляндии в Алжир, главный редактор «Морского бюллетеня — Совфрахта» Михаил Войтенко сообщил, что в испанский порт Сан-Себастьян вошло безымянное судно, похожее на пропавший сухогруз. Он ссылался на полученное им SMS с этим известием. Версию о том, что сухогруз похитили для нелегального использования, Михаил Войтенко отметал как экономически необоснованную.
Иностранные СМИ назвали пропавший сухогруз «призраком». Интригу в ситуацию вносило то, что 18-летнее судно с грузом древесины на 1,3 миллиона евро (1,8 млн. долларов) вряд ли могло представлять большой практический интерес для пиратов. При этом захватчики сухогруза Arctic Sea 30 июля якобы потребовали за него выкуп — 1,5 млн. долларов.
В выходные ситуация вокруг пропажи сухогруза стремительно развивалась при участии подлодок российского ВМФ. 18 августа Arctic Sea обнаружили в 300 милях от островов Зеленого Мыса (северная Атлантика, к западу от Сенегала. — Ред.). Пираты сдались. Глава Минобороны РФ Анатолий Сердюков рапортовал, что при освобождении сухогруза «находившиеся на нем восемь человек — не членов экипажа — взяты под стражу».
По его словам, «24 июля в 23.00 по московскому времени к Arctic Sea в шведских территориальных водах подошла скоростная надувная лодка, в которой находились четыре гражданина Эстонии, два гражданина Латвии и два гражданина России». Пираты попросили помощи, а поднявшись на борт, взяли экипаж сухогруза «на мушку». Это официальная версия.
«О корнях этой истории сказать ничего не могу и подтверждаю свои заявления — копать не собираюсь. Тем более что уверен, это бесполезно, — пишет в бюллетене «Совфрахт» Михаил Войтенко, — безопасности судоходства в европейских водах это не угрожает… это единственный в своем роде случай. Кроме того, мне надо все-таки думать и о своей шкуре. Понимайте как хотите».
Геннадий РЯВКИН