{mosimage}Пятый месяц в Чечне несёт службу новгородский отряд милиции
Заместитель начальника областного УВД по работе с личным составом полковник Олег ГОРШКОВ недавно вернулся из поездки в Шаройский район, где находится базовый лагерь новгородцев. Такова практика - областная милиция раз в месяц направляет кого-то из руководства проведать своих. Нижеследующий рассказ записан со слов Олега Викторовича.
Первая задача командированного офицера - получить наказы от «воюющих» коллег с тем, чтобы в следующий приезд другой представитель УВД выполнил их. Наказы, кстати, в большинстве своём выражаются в просьбах привезти им из Новгорода то одно, то другое, начиная от художественной литературы и наборов посуды и заканчивая холодильниками и компьютерами. Так было и на этот раз.
В поле одни воины
«ГАЗель», в которой ехал Горшков в сопровождении двух
«КамАЗов», гружённых крупным и мелким багажом от УВД, посылками от родственников, необходимыми для налаживания и поддержания быта в лагере. Под Шароем в четырех километрах от границы с Грузией их ждали 150 человек, среди которых были представители практически всех районов области и милицейских служб: криминальной, штабной, тыловой, ОМОНа, дознания...
К слову, когда пять месяцев
назад бойцы прибыли на место будущего городка, то увидели перед собой практически девственно чистый пейзаж: лес, Кавказский хребет и пустое, покрытое весенней травкой поле на высоте 2500 метров над уровнем моря, где им и предстояло разбить лагерь. Впечатление портила только оставшаяся со времён войны разбитая и проржавевшая техника.
- А в остальном всё как на курорте. Солнышко светит, коровки пасутся, эдельвейсы цветут! Воздух - совершенно другой! Горы! Красота! - делится впечатлениями Горшков. - Там только горнолыжные трассы строить. Если бы не
контртеррористическая операция...
Недетский лагерь
Короче, пока одни стражи порядка приступили к тому, ради чего, собственно, и прибыли в Шарой, как то: организация зачисток территории, несение стационарной службы на блокпостах, досмотр транспорта, охрана собственного лагеря, проверка паспортного режима, оперативные тренировки, отработка действий личного состава в условиях чрезвычайных ситуаций и многое, многое другое, остальные активно налаживали быт: пилили и кололи дрова, привезённые из Ханкалы, устанавливали палатки, печки-буржуйки. Поскольку, как заметил Олег Горшков, «никакой дядя не придёт и лагерь не построит, всё - сами».
В результате для того, чтобы начать выполнять свои прямые обязанности, милиционерам пришлось своими руками делать много такого, чего ранее они не то что не делали, а вроде как и не должны были делать. Так, с лёгкой руки новгородцев в лагере появился водопровод.
- Чуть выше в горах ребята нашли родник, - рассказал Горшков, - прорыли от него 800-метровую траншею, загнали трубы, и в лагерь стала поступать вода. Правда, в ней оказалось высокое содержание фтора. Многие жалуются на проблемы с зубами. Мы это учли. Теперь перед командировкой все будут проходить санирование полости рта.
Помимо самодельного водопровода ребята таким же манером срубили баню, бревна для которой в Шарой привезли из Великого Новгорода. Теперь, по словам Горшкова, приходится постоянно возить и веники.
В рамках благоустройства территории лагеря также были оборудованы душевые с горячей водой, футбольное поле, волейбольная площадка, спортзал в одной из палаток. Сходство с «большой землёй» остаётся неполным, пожалуй, только из-за палаток и известных «удобств», тех самых, что на улице.
В ближайших планах руководства отряда - обустройство собственной хлебопекарни. Пока что новгородцы меняют муку на хлеб у пограничников, выпекающих его самостоятельно. Но это неудобно: добираться приходится по полуразрушенной горной дороге. «Не находишься, не наездишься, - говорит Горшков. - Да и лишний расход топлива из-за этого».
Сейчас новгородские милиционеры в общем и целом довольны достигнутыми результатами. «Я у всех в гарнизоне спрашивал, кому что надо, - вспоминает Горшков. - Отвечают, что всё есть».
На два фронта
Думается, в круг оперативных задач новгородского отряда милиции не входят оказание медицинской помощи населению Шаройского района и починка электропроводки для него же. Однако первым без отрыва от основной службы занимается начальник медико-санитарной части отряда майор милиции Алексей Горкунов, вторым - оперативник майор милиции Дмитрий Шушаков.
Последний стал неофициальным главным электриком района после того, как в местном ОВД вышла из строя проводка. Чеченские милиционеры поделились проблемой с новгородскими, и те вспомнили, что у Шушакова первое образование - электротехническое. В общем, к оперу потянулся народ: почини то, почини это... Как тут откажешь? Это, кстати, к вопросу об отношениях между новгородцами и местными жителями.
- В санчасть к Горкунову постоянно ходят женщины с больными ребятишками, в основном с простудой, местные пенсионеры со своими хворями, - рассказывает Олег Горшков. - Шушакова вообще просят оставить ещё на полгода, чтобы он успел починить все то, что сломалось в районе. Своего-то электрика там нет. Шаройский район - это глухая горная чеченская провинция, не более четырех тысяч жителей. Специалистов там раз, два и обчёлся.
Далеко не отдых
Участие стражей порядка в
контртеррористической операции - то, что интересно больше всего, но известно об этом меньше всего. От Горшкова нам, в частности, удалось узнать лишь два факта: что «инцидентов», то бишь столкновений с бандформированиями, за время пребывания новгородского отряда в Шаройском районе не было и что нашим милиционерам две недели назад удалось найти схрон оружия, в котором были спрятаны автоматы, пистолеты и большое количество боеприпасов.
Открывать другие военные тайны полковник не стал. А они наверняка есть. Ведь не только же за строительство водопроводов, бань и футбольных полей руководство МВД России регулярно награждает новгородских милиционеров, вернувшихся из чеченских командировок.
- На территории лагеря есть небольшой мемориал, установленный руководством МВД Мордовии в память о гибели их сотрудников, - рассказывает Олег Горшков. - В 2006 году здесь их прапорщика бандиты ранили. Парня повезли в больницу, а по дороге сопровождающие попали в засаду. Семеро сотрудников было убито. В общем, этот обелиск для всех других - напоминание о том, что тут далеко не отдых.
Ещё невольно удалось подслушать разговор заместителя начальника УВД, когда тому, во время нашей встречи, пришлось созвониться с кем-то из руководства гарнизона после безуспешной попытки связаться с командиром отряда полковником милиции Валерием Жердецких, в обычной жизни начальником Шимского РОВД. Из реплик Горшкова следовало, что командир не берёт трубу, поскольку «опять бегает по горам», прочёсывая с подчинёнными квадрат десять на десять километров. Понятно, что просто так, без повода командиры милицейских отрядов бегать по горам не станут - всегда отрабатывают оперативную информацию.
Получают её разными путями.
- Данные поступают либо от командования группировки федеральных войск, располагающегося в Ханкале, -подсказал Горшков,- либо из ОВД, либо от местных жителей. Кто-нибудь что-нибудь видел или слышал.
Памятник водителю
Впрочем, в Чечне источником опасности могут быть не только бандиты. Новгородцы, периодически отправляющиеся по разным нуждам в Ханкалу - за теми же продуктами и дровами, к командованию войсковой группировки, рискуют жизнью не меньше, чем при столкновении с боевиками. Здесь та же проблема, что и в России, - дороги. Им, во-первых, свойственно виться серпантином вокруг гор, во-вторых, «артерии» зачастую не асфальтированы. При этом с одной стороны - скалы, с другой - пропасть. По словам Горшкова, порой от колеса до обрыва остается каких-то восемь-десять сантиметров, а угол поворотов достигает 180 градусов. Вписываться в них приходится в несколько приёмов. А с учётом того, что в этом регионе погода непредсказуемая, летом нередки грозы, а зимой - метели с мокрым снегом, дорожное покрытие часто превращается в скользкое месиво. В условиях, когда любой участок пути может стать местом для засады и российским автоколоннам необходимо двигаться с определённой скоростью, управлять машиной становится неимоверно сложно. «Водителям отдельный памятник поставить надо, - говорит Горшков. - Мы даже в учебную программу нашего Центра профессиональной подготовки хотим включить дополнительные часы по вождению в экстремальных условиях».
Еще одним нововведением является то, что в составе нынешнего новгородского отряда в Чечню впервые отправились две дамы: психолог Екатерина Белова из областного УВД и дознаватель Боровичского РОВД Елена Атапина.
- Мы раньше женщин отправлять не решались. Было много споров: справятся-не справятся, - признался Олег Горшков. - Но, как показывает практика, справляются. И, говорят, ни на грамм не жалеют о том, что отправились в Чечню. Для них это бесценный профессиональный опыт. Как и для всех сотрудников. Понятно, что человек, понюхавший пороха, в форс-мажорной ситуации ведёт себя иначе, чем необстрелянный. Более грамотно.
* * *
До возвращения новгородских милиционеров домой осталось около месяца. Сегодня там, в лагере, кто-нибудь обязательно подойдёт к палатке, у которой из белых камней выложены цифры, обозначающие количество суток, оставшееся до окончания командировки. Наверняка постоит, помолчит, вспомнит Новгород. Или Боровичи, Шимск, Старую Руссу... Но сегодня новгородцев ждет Шарой.
Елена КУЗЬМИНА
Фото из личного архива
Олега ГОРШКОВА