Воскресенье, 16 ноября 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Дело в шляпе

{mosimage}В мастерской Валерия ДМИТРИЕВА, художника, старшего преподавателя живописи Новгородского университета, множество всякой всячины: от безобидных бабочек в рамке до настоящего человеческого черепа. В углу, у окна, стоит мольберт, на нём незаконченная работа. Но только осмотревшись внимательнее, понимаешь: Валерий - патологический коллекционер.

{mosimage}В мастерской Валерия ДМИТРИЕВА, художника, старшего преподавателя живописи Новгородского университета, множество всякой всячины:
от безобидных бабочек в рамке до настоящего человеческого черепа. В углу, у окна, стоит мольберт, на нём незаконченная работа. Но только осмотревшись внимательнее, понимаешь: Валерий - патологический коллекционер.

Коллекционирование - почти болезнь

Страсть к собирательству Валерий обнаружил ещё в детстве: уже тогда он копил марки и значки. Впрочем, если коллекционирование - болезнь, передающаяся по наследству, то это как раз его случай: отец Валерия тоже собиратель, правда, специализируется на холодном оружии.

- У людей, занимающихся коллекционированием, определённый склад ума, - считает Валерий. - Это тяга к накоплению и упорядочиванию. Когда друзья хотят сделать мне какой-нибудь подарок, я прошу их сначала хорошо подумать: стоит ли? Не станет ли это моим очередным хобби?

Однако друзья к таким просьбам часто оказываются невнимательны. Именно благодаря подаркам в жизни Валерия появилось несколько глобальных увлечений:  собирание бабочек, морских раковин и головных уборов.

- Все три коллекции начались случайно: первую ракушку мне подарил новгородский искусствовед Сергей Пухачёв, и теперь я владею одной из самых крупных коллекций в городе. С бабочками тоже помогли друзья. Кроме того, под моим рабочим столом пристроилось серьёзное собрание виниловых пластинок - и это только третья часть от их общего числа.

Пытаясь определить основное качество характера, необходимое коллекционеру, Валерий долго размышлял, но потом всё-таки нашел важную черту: чтобы заниматься коллекционированием, главное - не жалеть на своё увлечение средств, и на первых порах как можно реже представлять, сколько на него потрачено. Это уже потом можно с удовольствием говорить о «необычном вложении капитала».

- Сколько стоят мои коллекции, я не считал, но если прикинуть, что одна раковина в среднем стоит 300 рублей, а у меня точно есть сотня, да прибавить, что почти каждая бабочка оценивается в тысячу рублей, то на свои увлечения я трачу далеко не одно время, - гордится Валерий.

Богатырка, она же будёновка

- К моей страсти коллекционера семья относится вполне миролюбиво - необычные стенды с экспонатами добавляют особый колорит домашнему пространству. Единственное, что пришлось перенести в мастерскую, это коллекцию головных уборов. Когда их количество достигло трёх десятков, жена не выдержала - так военные фуражки, гражданские шляпы и кепки заняли почётное место в мастерской, - рассказывает Дмитриев.

Коллекция головных уборов началась с подарка - каски «бобби», английского полицейского, неведомого ныне сержанта Бёрна. Она спокойно простояла на полке в качестве сувенира больше двух лет. Позже, в одном из поисковых походов был найден продырявленный пулей немецкий шлем времён Великой Отечественной, чуть погодя русский - так и родилась, пожалуй, самая необычная в практике Валерия коллекция.

В её оформлении собиратель придерживается своего главного принципа: экспонаты практически никогда не надо доставать - они появятся сами. В большинстве случаев так и происходит: вклад дяди, контр-адмирала, составили две адмиральские фуражки, друг-милиционер любезно предоставил свой форменный головной убор. Да и вообще, знакомые Валерия стараются зайти в гости к художнику не с пустыми руками.

Что-то Валерий приобретает и самостоятельно: так на полке появился золочёный рогатый шлем викингов из Швеции:

- Это, конечно, новодел, - признаётся коллекционер, - то есть копия старинного образца. Настоящий стоит очень дорого, зато и в применении намного удобнее.

Понять, насколько комфортно может быть в декоративном шлеме викингов, получится, лишь примерив его: внутри пусто, а должен быть «подсолнух» - так называется специальная кожаная подкладка, удобная для головы. Если её не будет, то шлем натрёт уши и лоб, и ни о какой войне думать уже не придётся. Впрочем, рогатый шлем - единственный в коллекции сувенир, всё остальное вполне настоящее.

- Один из самых любимых и раритетных экспонатов моего «шляпного салона» - настоящая богатырка-будёновка, головной убор с длинной и интересной историей, - начинает рассказ Валерий. - Есть несколько версий появления будёновки в обмундировании русских войск. По одной из них новый тип зимнего головного убора был принят в 1918 году, потому что своим внешним видом он напоминал традиционные шлемы древнерусского воинства.

Хотя есть мнение, что будущая будёновка была разработана ещё до революции по эскизу художника Васнецова и начала выпускаться в период первой мировой войны, однако хранилась на складах и в войска не поступала. Одеть солдат в остроконечные суконные шлемы предполагалось на параде, где они должны были изображать русских витязей. Но парад так и не состоялся: после революции головной убор был использован для обмундирования красноармейцев за неимением полагавшихся солдатам папах.

- Это почти идеальный головной убор, - хвастается коллекционер, - в ней не жарко и не холодно: я проверял в многочисленных походах на рыбалку. Кроме того, моя будёновка особенная, ранняя - на её красной звезде изображены не стандартные серп и молот, а серп и плуг. Вещь абсолютно раритетная, в своё время досталась мне за 150 долларов, хотя на самом деле стоит намного дороже.

Валерий признаёт, что не одна будёновка заслуживает звания идеального головного убора. Удобством славятся пробковые английский и французский шлемы, знакомые по многочисленным фильмам об африканских сафари. Удивительно, что с 1840 года - момента их возникновения - они не претерпели каких-то серьёзных изменений. По словам коллекционера, шлемы ручной работы из пробки и натурального хлопка прекрасно защищают от палящего солнца и дождя.

Кривенькая, косенькая,а прелесть

На полках будёновка мирно соседствует с немецкой фуражкой с полей последней войны, тут же обитает и русская пилотка того  времени.

- Казалось бы, простейший головной убор, маленький и лаконичный, - размышляет вслух Валерий, - но столько всего с ним связано!

Большинство экземпляров в коллекции Валерия - военные головные уборы, потому что тяга к военной тематике, родившаяся в детстве, не прошла до сих пор.

- Вот обыкновенная фуражка, выгоревшая и потрепанная, но именно этим она и ценна, - продолжает собеседник. - Она прошла вместе со своим хозяином весь Афганистан.

Художник демонстрирует очередной головной убор. По его словам, одним из критериев ценности экспоната в коллекции служит ответ на вопрос: носил ли его кто-нибудь или нет? Вещь ценна только тогда, когда у неё есть своя история. Сейчас, например, Валерий очень хочет завести морскую бескозырку. Оказывается, достать её не так просто. Конечно, можно приехать в Питер, пойти в специальный магазин и купить, но это абсолютно неинтересно. Отличить сувенирный головной убор от настоящего для собирателя - элементарно.

- Взять хотя бы будёновку: помимо настоящей у меня есть новенькая, сшитая по образцам, - продолжает Валерий. - Так вот она вся ровная, хорошо обработанная, в общем - с иголочки. А старинная - кривенькая, косенькая - в этом вся прелесть.

Одного взгляда на коллекцию Валерия достаточно, чтобы понять: военная тематика в ней действительно преобладает, однако в последнее время всё более явственно начинают заявлять о себе «штатские», экзотические головные уборы родом с разных концов земли. Вот уже отдельную полочку занимают папаха лихого горца, широкополая, ручной работы шляпа перуанца, китайская коническая шляпа-кули.

- Это маленькое собрание развивается как бы параллельно с основной, военной подборкой, - комментирует Валерий. - Между прочим, последним поступлением в коллекцию стала миниатюрная тюбетейка, привезённая мне в подарок с Алтая. Любопытно, что национальную принадлежность в очень большой степени определяет как раз одежда человека - в частности, головной убор. Мой шляпный музей отличается от настоящих ещё и тем, что в нём всё можно брать в руки и мерить сколько угодно. Гости этим пользуются. Так вот, интересная метаморфоза: кто бы ни померил кавказскую папаху, сразу становится похож на джигита, а пилотка превращает всех в бравых вояк.

Азартно рассказывая о шляпах, Валерий тем не менее то и дело переключается на живопись - главное занятие своей жизни.

- Никогда не знаешь, из чего родится картина и какой будет в конце, - говорит он. - Да и вообще нельзя точно ответить, к чему в жизни приведёт то или иное событие. Это я могу сказать и про мои картины, и про коллекции. Что-то серьёзное всегда может родиться из случая.

Мария КЛАПАТНЮК
Владимир МАЛЫГИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Мы там все депутаты»

«Мы там все депутаты»

Как молодой ветеран СВО Дмитрий Кучурян собирается развивать Новгород

12.11.2025 | Общество

Для здоровья и красоты

Для здоровья и красоты

Воспитанницы новгородского Центра адаптированного обучения начали заниматься художественной гимнастикой

12.11.2025 | Общество

Помощь маме

Помощь маме

В Новгородском отделении Социального фонда приняли первые заявления от студенток на получение пособия по беременности и родам

12.11.2025 | Общество

Почему у человека возникает сахарный диабет?

Почему у человека возникает сахарный диабет?

Сахарный диабет — коварная болезнь с опасными осложнениями. Эндокринолог объясняет, почему он возникает и как его контролировать, развеивая главные мифы

12.11.2025 | Общество

Анатолий БОЙЦЕВ: «Мы не отдаём распоряжений, мы консультируем, содействуем, оказываем помощь»

Анатолий БОЙЦЕВ: «Мы не отдаём распоряжений, мы консультируем, содействуем, оказываем помощь»

Институту уполномоченного по правам человека в Новгородской области — 20 лет

06.11.2025 | Общество

Одеяло для непосед

Одеяло для непосед

Социальный предприниматель из Великого Новгорода Ирина Еремеева со своей командой помогает родителям и детям по системе Монтессор

06.11.2025 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 12.11.2025 года

РЕКЛАМА