Пятница, 27 сентября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Держать марку

{mosimage}Единственный фарфоровый завод, сохранившийся на территории Новгородской области, планирует обернуть кризис, охвативший отрасль,
себе на пользу.

Остался только один
В начале прошлого века наша область могла похвастать наличием трех предприятий, которые выпускали знаменитый кузнецовский фарфор, традиционно отличающийся высоким качеством, национальной самобытностью рисунка и яркостью красок. Расцвет отрасли наступил в советские годы, но затем, с началом перестройки, она постепенно пришла в упадок. В этом году одно из двух последних фарфоровых производств — ООО «Пролетарский фарфор» — было признано банкротом.

Единственным предприятием, стремящимся сохранить марку новгородского фарфора, остался завод в Чудове. За последние несколько лет он три раза менял хозяев, а с начала 2008 года находится под управлением московской компании и носит официальное название ООО «Русский фарфор».
Ситуация, сложившаяся в Новгородской области, достаточно типична для страны. Из 27 российских заводов, специализирующихся на выпуске фарфоровой посуды, сейчас в России осталось только пять, включая чудовский.
— Мне самому сложно понять, почему отрасль по производству фарфора пришла в такой упадок, — говорит директор ООО «Русский фарфор» Виктор БУРАКОВ. — По-видимому, частично это произошло из-за того, что в советское время очень много нашей продукции уходило на предприятия общепита и в армию. Сейчас государство не заинтересовано в развитии отрасли. Тем не менее спрос на фарфоровую посуду есть, и мы не намерены упускать свой шанс.
По мнению руководства предприятия, именно сейчас, когда закрылись многие крупные фарфоровые заводы, у новгородского производства есть шанс заявить о своих возможностях и обернуть отсутствие конкуренции себе на пользу.


Шанс есть
Положение дел в фарфоровой отрасли в целом выглядит не слишком успешным. На грани банкротства оказалось даже такое крупное предприятие, как Дулевский завод, работавший на протяжении почти 200 лет. Сегодня оно не справляется с постоянно растущими ценами на энергоносители. Да и сбывать посуду становится все труднее: отечественные производители вынуждены конкурировать с товаром из Германии, Чехии и Китая. С другой стороны, по оценкам экспертов, наш коллекционный фарфор пользуется спросом за рубежом. Россия экспортирует его более чем в 20 стран мира.
Фарфоровое производство имеет шанс выжить, так считают в администрации Чудовского района.
— Мы сами побывали на заводе, чтобы оценить ситуацию, — говорит начальник отдела экономики комитета экономики и финансов администрации Чудовского муниципального района Ирина КРУГЛОВА. — Сейчас предприятие работает без простоев и сокращений. Спрос на продукцию есть, и мы надеемся, что те проблемы, которые периодически возникают, например, сложности с поставкой сырья, не помешают заводу наращивать объемы производства.


Стратегия и тактика
Если в советское время на предприятии трудились более 1000 работников, то теперь их осталось всего 160. В пять раз сократились объемы выпускаемого товара. На данный момент завод реализует порядка 150 тысяч единиц продукции в месяц. Прибыль от продажи составляет около трех млн. рублей, однако экономический кризис привел к тому, что некоторые оптовые поставщики, с которыми сотрудничает завод, стали задерживать платежи по счетам. Это отразилось и на выдаче заработной платы работникам. Правда, задержки составляют не больше недели.
Даже в таких непростых условиях завод рассчитывает исключительно на собственные силы. Сейчас «Русский фарфор» существует только за счет прибыли с продаж. Новые хозяева вложили средства лишь в замену оборудования. К тому времени как завод в последний раз сменил владельца, все станки были изношены. С прошлого года началась их замена, которая обходится в десятки миллионов рублей. Уже установлены современные печи для обжига. В ближайших планах — приобретение еще одной печи, а также машин для глазирования и литья. Поскольку после краха фарфоровой отрасли у нас в стране подобное оборудование не выпускается, его приходится закупать за рубежом. Тем не менее руководство завода намерено сохранить самобытность своего промысла.
— Наша основная задача — поднять престиж русского фарфора вообще и новгородского в частности, — говорит Виктор Бураков. — Мы стараемся поддерживать качество изделий на должном уровне.
Конечно, нынешние фарфоровые тарелки по качеству отличаются от тех, что делали сто лет назад. Все дело в технологии изготовления. Раньше все изделия получали методом ручной формовки, а теперь для этого используется специальный автомат. Он позволяет увеличить производительность труда, но за счет более сильного сжатия материала, чем при ручной обработке, готовые чашки и блюдца получаются тяжелее. Чтобы избавиться от этого, можно сделать фарфор более тонким, но тогда увеличится и его хрупкость.
В ближайших планах завода — стабилизировать работу предприятия и довести выпуск продукции до 200 тысяч единиц в месяц. Завод активно ищет оптовых покупателей по всей России, принимает участие в различных выставках, чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов. Пока основная часть фарфора делается по заказу: именно такая стратегия обеспечивает уверенность в том, что товар будет реализован, а рабочие получат зарплату. Однако Виктор Бураков не намерен ограничиваться выпуском массовой продукции.
— Мы планируем выпускать не только стандартные изделия, но и сувениры, и высокохудожественную продукцию, — поясняет он. — Именно такая стратегия позволит поддержать марку качества новгородского фарфора. В будущем продажи сувенирной продукции должны составить 30% от всего объема.
Связь времён
Сейчас на заводе ведется разработка новых образцов, выпуск которых будет приурочен к юбилею Великого Новгорода. Среди них — фигурки былинных героев, сервизы с особым праздничным оформлением и новгородской символикой. Специалистов гипсолитейного цеха мы застали в процессе создания модели, по которой в дальнейшем будут делаться статуэтки Садко. Подобная продукция рассчитана, скорее, на настоящих ценителей и коллекционеров фарфора. А среди туристов, желающих приобрести на память о городе что-то не слишком дорогое, пользуются спросом магниты на холодильник, к которым крепятся небольшие фарфоровые тарелочки с росписью.
— На разработку сложного образца фигурки уходит примерно месяц, так как для каждой ее детали нужна отдельная форма, — рассказывает художница Римма ХУСАИНОВА. — До сих пор новгородскому фарфору не хватало самобытности, но сейчас мы начинаем активно использовать образы Древней Руси, сюжеты былин и мифов. Главная задача при разработке новых образцов — сделать так, чтобы они, во-первых, были красивыми и несли в себе некую культурную характеристику, а во-вторых, пользовались спросом у покупателей.
Знание традиций новгородской земли — это та основа, на которой художница строит свою деятельность. Ей помогает вторая профессия: Римма также возглавляет художественную галерею города Чудово. Завод специально пригласил ее на работу, так как найти высококвалифицированных специалистов, умеющих работать с фарфором, очень сложно, а Римма в прошлом уже освоила это кропотливое дело.
Проблема нехватки кадров является для предприятия одной из самых актуальных. Вопреки экономическому кризису завод не только не планирует сокращение рабочих мест, но и принимает на работу новых сотрудников. К сожалению, в стране существует только один колледж, где готовят модельщиков и живописцев, поэтому чудовскому предприятию приходится обучать молодые кадры самостоятельно, уже на производстве.
В цехах завода не слишком многолюдно, но те работники, которые находятся у машин, сосредоточенно занимаются своим делом. Шумит станок, предназначенный для формирования изделий из фарфоровой массы. Готовые тарелки, кружки и чайники отправляются на обжиг, затем на глазурование и после снова на обжиг. Заключительный этап — декорирование. Несколько мастериц, сидящих за конвейером, ловко приклеивают на посуду деколь — особые переводные рисунки, разрабатываемые по заказу предприятия в Туле, Коломне и Санкт-Петербурге.
Есть и другой вариант работы, при котором изделия формуются и расписываются вручную. Тут уже вступают в дело специалисты из живописного цеха, использующие пестрые подглазурные краски и жидкие препараты золота, которые позволяют сделать обычную чашку или блюдце настоящим произведением искусства. На белоснежный фарфор с помощью тонкой кисточки аккуратно наносится слой краски. Такая работа требует предельной аккуратности и сосредоточенности: за смену художницы успевают расписать, к примеру, не больше пятнадцати небольших статуэток. В случае с чашками, на которые необходимо наносить более сложный и причудливый узор, работа идет еще медленнее.
— Посуда и статуэтки, изготовленные вручную, стоят дороже, однако именно на их примере можно понять, что такое элитный фарфор, — говорит начальник живописного цеха Наталья ФЕДОРОВА.
Коллекционная продукция — удовольствие не из дешевых. За роскошный кузнецовский сервиз придется выложить порядка 150 тысяч рублей. Однако и сейчас находятся люди, готовые платить подобные суммы за обладание изысканными чашками и блюдцами, словно несущими на себе отпечаток былых времен.

Ольга ЛИХАНОВА
Владимир БОГДАНОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

По словам Марины Петровой, она многому научилась на образовательном интенсиве.

Как для себя

Профессиональную помощь своим пациентам новгородка Марина Петрова оказывает по призванию

25.09.2024 | Общество

Сведения для налогового вычета можно предоставить в электронном виде.

Какие изменения произошли в порядке предоставления налоговых вычетов в 2024 году?

С 1 января 2024 года для получения социальных налоговых вычетов по НДФЛ применяются унифицированные документы — справки об оплате услуг (уплате взносов)

25.09.2024 | Общество

Что такое родовой сертификат?

В отделении Социального фонда России по Новгородской области пояснили, что родовой сертификат — это документ, который пр...

25.09.2024 | Общество

В чём опасность тромбоэмболии лёгочной артерии?

Тромбоэмболия — острое нарушение кровообращения в лёгких, вызванное закупоркой просвета крупных артерий или их более мелких ветвей тромбом, кровяным сгустком

25.09.2024 | Общество

Часть песен из нового альбома «АПМ» уже играла на концертах. Что-то поклонники услышат впервые.

Позитив — это когда честно

Новгородская рок-группа «АПМ» презентует новый творческий альбом «Райские яблоки»

18.09.2024 | Общество

Для первых опытов в кофеграфии достаточно листа бумаги и растворимого кофе.

На кофейной гуще

Когда любимый напиток хорош не только в кружке, но и на листе бумаги

18.09.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 25.09.2024 года

РЕКЛАМА