Отдай другому
В кризисные времена аутсорсинг, по мнению ряда специалистов, может стать в нашей стране довольно популярным явлением именно для среднего и малого бизнеса. Еще совсем недавно он был распространен в крупных компаниях, которые нанимали целые специализированные фирмы. Например, охранная деятельность. Зачем брать на себя эту функцию, организовывать собственную службу безопасности, сертифицировать деятельность, обучать людей, когда можно обратиться к профи.
Или другой пример. Крупная компания перерабатывает древесину, а подвоз сырья и вывоз продукции поручает транспортной фирме по принципу аутсорсинга. При этом переработчику нет необходимости покупать собственный транспорт, содержать штат водителей и отдел логистики. Теперь к такому решению склоняются и в небольших фирмах, правда, здесь нанимают не организации, а одного-двух специалистов со стороны. Это оптимизирует расходы, говорят экономисты.
Все в сад
Для Вадима СЕМЬЯНИХИНА, директора ООО «Фирма информационный комплексный сервис», работа по аутсорсингу — не в диковинку.
— Сейчас нужно решить две основные задачи — увеличить рентабельность организации и сократить издержки. Один из способов достижения цели — повысить отдачу от каждого сотрудника. В этом случае и полезен аутсорсинг, — говорит бизнесмен. — Мы приглашаем других специалистов, говорим, что нам необходимо. А деньги платим после выполнения задачи.
Так, компания Семьянихина отказалась от штатных специалистов, которые занимаются предварительными продажами по телефону. Эту работу фирма теперь заказывает на стороне. Таким образом ей не нужно содержать большие офисы, занимать телефонные линии и платить зарплату вне зависимости от результата. Теперь расчет идет только за определенное количество назначенных встреч.
— Сейчас у нас такая же система работы с программистами, — продолжает Вадим Семьянихин. — Штатные программисты нам не нужны, поскольку пока нельзя прогнозировать объем работы. Поэтому, когда появляется определенный заказ, мы составляем задание и разбиваем его на блоки, а их уже раздаем программистам, привлеченным по аутсорсингу. Плюс к этому работа по программированию происходит за пределами фирмы, что весьма выгодно для бизнеса.
Самый распространенный пример использования аутсорсинга — бухучёт в малом бизнесе. Опытный бухгалтер одновременно может вести финансовые дела у четырех-пяти клиентов. Такой подход к делу снимает большую головную боль у предпринимателей.
— Если я беру в штат бухгалтера, то мне нужно снимать еще одно помещение, чтобы создать новое рабочее место или обеспечить специалиста соцпакетом. Обороты у меня не такие, чтобы все это делать, — рассказывает Витоль ДАГЕЛЬ, индивидуальный предприниматель. — Поэтому я давно заключил договор и работаю с бухгалтером по аутсорсингу.
На такой спрос рынок отреагировал моментально, и уже есть фирмы, в которые можно обратиться за услугами бухгалтера.
— Пользуясь аутсорсингом, предприниматель экономит на аренде, зарплате и налогах, — говорит Дмитрий ЯКОВЛЕВ, директор ООО «Центр бухгалтерского обслуживания». — Расходы на услуги такого специалиста меньше, чем у штатного. Исключается возможность невыполнения каких-то заданий по болезни или из-за отпуска сотрудника. Это особенно удобно для начинающих предприятий. Экономия может достигать трех тысяч рублей в месяц, что весьма выгодно для небольших бюджетов.
Эксперты по кадрам считают, что в период экономического кризиса многие работодатели пересмотрят свои взгляды на загруженность сотрудников. Значит, есть вероятность, что им на смену придут аутсорсеры — узкие специалисты, которые будут работать по определенному договору и получать вознаграждение за конкретные услуги.