За последние несколько лет гастарбайтеры стали неотъемлемой частью российского экономического пейзажа. Насколько востребован был их труд и в нашем регионе, показывает динамика выдачи им разрешений на работу. В 2006 году, пока миграционная политика была достаточно жесткой, право на труд в Новгородской области получили 758 иностранцев. В 2007 году в связи с «потеплением» в миграционном законодательстве — 5842, в прошлом — 4213. В строительстве, на транспорте, в ЖКХ, лесном комплексе, сельском хозяйстве, где не хватало своих, работали чужие: из Таджикистана, Узбекистана, Молдовы, Украины.
Установленная Правительством России квота на привлечение иностранной рабочей силы для Новгородской области на 2009 год составила 6255 человек. Однако с обострением экономического кризиса она была уменьшена до 4881. Теперь уже ясно, что и эту цифру новгородским работодателям скорее всего «переварить» не удастся.
Ситуация на рынке труда стремительно меняется. Еще в октябре прошлого года на одного новгородского безработного приходилось 2,6 вакансии, и чтобы их заполнить, работодатели готовы были ехать за персоналом хоть на край света. В феврале, когда финансово-экономическое положение ряда новгородских фирм дало трещину, предложение на рынке труда снизилось до 0,7 вакансии на человека.
На первый взгляд, решение проблемы обеспечения работой новгородцев лежит на поверхности: иностранцев уволить, на их места взять своих. Вот и статистика на это указывает! На начало февраля численность официально зарегистрированных безработных в целом по Новгородской области составила 5496 человек (1,6% экономически активного населения). Количество привлеченных иностранных рабочих оценивается в 1,19% того самого экономически активного народа.
Пойдут ли на это работодатели, экономившие за счет гастарбайтеров на заработной плате, налогах, социальных пакетах и так далее? Сегодня вопрос так не стоит. Губернатор Сергей МИТИН четко обозначил позицию властей: работодатели должны отказываться от услуг гастарбайтеров и найти ресурсы, чтобы сделать освободившиеся рабочие места привлекательными для новгородцев. «Никакого смысла брать на высокооплачиваемые места иностранцев, если на них готовы работать новгородцы, я не вижу. Особенно, когда это будет касаться случаев привлечения иностранной рабочей силы на предприятия, финансируемые из бюджетов разного уровня», — сказал во время недавнего визита в ОАО «Лактис» губернатор.
Оценят ли такой подарок новгородские безработные, многие из которых становятся на биржу не за тем, чтобы реализовать право на труд, а чтобы получать пособие? Ведь считается, что выполняемая гастарбайтерами работа является непрестижной, низкооплачиваемой.
Таков стереотип. На самом деле все зависит от ситуации. Например, на «Лактисе» ежемесячная зарплата подсобного рабочего-грузчика достигает немалых, по новгородским меркам, 15—20 тысяч рублей. Но вакансии заняты выходцами из Узбекистана. Наши якобы не идут, потому что не устраивает график работы. При том, что максимум пособия по безработице составляет сейчас 4 900 рублей в месяц. О каком графике будешь говорить, если тебе предложат заработок в три-четыре раза больше пособия?!
Вот и первый нюанс. Чтобы процесс был управляемым, руководители предприятий ОБЯЗАНЫ информировать о свободных рабочих местах службы занятости, а те, в свою очередь, — предлагать работу тем жителям области, кто в ней нуждается. Кстати, в той же Норвегии при наличии нескольких претендентов на вакансию, рабочее место достается коренному жителю, пусть и менее квалифицированному.
Другой пример. Станислав ХИТРОВ, генеральный директор завода по переработке рыбы, принял на работу 49 узбеков и ими доволен. По его словам, в прежние времена бригады по погрузке-разгрузке-уборке, состоящие из «коренного населения», он увольнял полным составом по два раза в месяц. «Новгородцы не идут на грязную и тяжелую работу, пока еще изволят выбирать», — говорит предприниматель. Но признается, что платит за такой труд по 6 000 рублей в месяц. Чем же может быть привлекательна такая работа?
Второй нюанс. Когда мы говорим о социальной ответственности бизнеса, мы фактически говорим о совести предпринимателя. В непростых экономических условиях, которые имеют место быть в настоящее время, это уже не просто ФРАЗА. Сегодня расчет бизнесмена должен быть и финансово, и морально точным, поскольку во многих случаях речь идет о стабильности в обществе.
При сокращении производства начинаются увольнения, спрос на рабочие места превышает предложение. И появляется соблазн под эту сурдинку за один и тот же объем работ сегодня платить меньше, чем вчера. Тут и гастарбайтеры очень кстати придутся.
Однако Игорь ГРИГОРЬЕВ, начальник управления Федеральной миграционной службы по Новгородской области, считает, что вряд ли в этом году квота будет реализована полностью: «Возможно, руководители предприятий начинают осторожничать, мигрантов нанимают не так активно, как прежде. Ведь в условиях конкуренции на рынке труда им придется отвечать перед соотечественниками, профсоюзами, почему предпочтение отдается не местным работникам».
За неполных два месяца нынешнего года из 4881 гастарбайтера трудоустроились лишь 128.
Ольга СЕМЁНОВА
Владимир БОГДАНОВ (фото)