Мимо развалин шли по своим делам жители села, не обращая на разрушающиеся памятники никакого внимания. Видно, смирились с тем, что на их глазах медленно и верно уходит в небытие вещественная история села.
Но интересно, смирилась ли с этим Инна БОЧЕНКОВА, заместитель главы администрации Медведского сельского поселения? Инне всего 30 лет. Такой молодой возраст руководителя — редкость в практике органов местного самоуправления. Захотелось узнать, как молодая женщина, взвалившая на себя чиновничью работу в сельской администрации, видит будущее своего села.
В нынешних политэкономических условиях власть намерена делать ставку именно на молодёжь. Традиционно считается, что молодые более мобильны, активны и более творчески мыслят. Логично предположить, что самоуправлению нужны именно такие люди.
По словам Захара ЛЯШУКА, начальника управления по взаимодействию с органами местного самоуправления комитета государственной службы Новгородской области, предельный возраст, установленный для замещения должности муниципальной службы, составляет 65 лет, а возраст многих действующих управленцев, особенно в сельских поселениях области, является предпенсионным. Это значит, что в 2010—2015 годах из администраций сельских и городских поселений, а также муниципальных районов может уйти целый пласт специалистов. И освободившиеся места должно занять молодое поколение.
Молодежь уже вторгается в структуру управления. Скажем, в кадровом составе местного самоуправления — 468 человек в возрасте до 30 лет. Большая часть из них, 399, — муниципальные служащие. Ещё 68 депутатов представительных органов. И один глава муниципального образования. Большую конкуренцию им ещё составляют управленцы в возрасте от 40 до 49 лет — их более тысячи. Заметим, что в органах местного самоуправления также трудятся более 600 жителей области в возрасте 50—59 лет и почти 300 тех, кому уже за 60.
Нам хотелось предположить, что, может быть, Инна Боченкова ещё не успела до конца растерять юношеский максимализм и задалась амбициозной целью перевернуть жизнь малой родины? Тем более в условиях самоуправления.
Ближе к людям
Как выяснилось, в жизни Медведя действительно скоро произойдёт серьёзный переворот. Однако не по воле местной власти.
Здесь в срок до 1 декабря этого года будет ликвидирована местная воинская часть, в которой сейчас служат около 150 человек гражданского персонала. Как не без горечи заметил глава администрации Медведского сельского поселения Владимир Рогозин, «это наше Минобороны армию так реформирует». И сейчас, по словам местной активистки и по совместительству начальника солдатского клуба воинской части Ирины Павловой, «все ждут нефтепровода».
В мае 2009 года на территории сельского поселения должно начаться строительство нефтеперекачивающей станции балтнефтепровода «Дружба-2», для чего понадобятся около ста различных специалистов. Если, конечно, ничего не сорвётся. Этого будущие безработные очень опасаются. Всё-таки финансовый кризис на дворе.
Все эти опасения мне изложила совсем не Инна, а всё та же Ирина Павлова на пару с Рогозиным.
— 150 человек могут оказаться на улице. Что вы можете сделать? — провоцировала я заместителя главы. — Может, стоит обратиться в Центр занятости, помочь людям пройти курсы переквалификации?
— О чём вы говорите? — встряла Павлова. — Этим власть должна заниматься! Государство! А они, что они могут?! Ну дорогу песком посыпать, бабульке какой-нибудь помочь...
— Да, — согласилась Инна. — Большую часть времени отнимает работа с населением. Ведро на колодце пропало — надо купить. Собака отвязалась — надо её поймать, посадить на цепь. Лампочка в уличном фонаре сгорела — новую вкручиваем. Обычные человеческие проблемы решаем. И мне это нравится! Нравится работать с людьми, общаться... Ближе нас у них никого нет.
Ведро и лампочка
На вопрос: «Что вы считаете своим самым большим достижением на должности заместителя главы?», Инна Боченкова, недолго поразмыслив, ответила:
— Мы проводим очень большую работу c населением. Просим оформить права собственности на земельные участки, дома. Встречаемся с народом на собраниях, объясняем, убеждаем. Это не бессмысленное занятие. И людям необходимо: ко многим на лето приезжают родственники, их надо временно регистрировать, а без прав собственности на дом его хозяин не сможет поселить у себя родных. С другой стороны, пополняем таким способом собственные доходы.
По закону бюджет поселения формируется из земельного налога, налога на имущество физических лиц, 10% от всей суммы налога на доходы физических лиц, половины доходов от аренды и продажи земли, 30% единого сельхозналога и выплаты госпошлин. К примеру, в прошлом году собственные доходы всего Медведского сельского поселения составили порядка 1,2 млн. рублей. На такие деньги не то что развиваться — прожить невозможно. Хотя Боченкова и этим гордится: «План по собственным доходам мы перевыполнили на 14%». Однако выживает поселение только за счёт субсидий и субвенций из областного бюджета. А собственные доходы по закону поселение тратит в основном на благоустройство. Лампочку новую вкрутить или ведро для колодца купить.
Вместе с сельской властью я пыталась разобраться, чем можно пополнить деревенскую казну.
Может быть, открыть ларек по торговле сувенирами? Рискну предположить, что покупатели сувениров в Медведе нашлись бы. Дело в том, что во время русско-японской войны в 1904—1905 годах в Медведе жили военнопленные из Страны восходящего солнца. 19 из них здесь умерли. Выжившие установили надгробные камни с иероглифами, которые несколько десятилетий спустя были обнаружены поисковиками. Так появился мемориал в память об умерших японцах.
Ежегодно на экскурсии в Медведь приезжают около 1200 жителей из Японии. В основном туристы, студенты и школьники. Они вполне могли бы купить наши новгородские сувениры. Но, увы, ни лоза, ни береста в Медведе летом не продаются.
— А может, подкинете идею о торговле сувенирами какому-нибудь местному умельцу, — предложила, помня о 10% налога на доходы физлиц, которые отчисляются в сельский бюджет.
— Ой, что вы! На такое мы пока не замахиваемся, — ответила Боченкова.
В поисках идеала
— Реальные финансовые возможности органов местного самоуправления сельских поселений, к сожалению, невелики, — рассуждает Захар Ляшук. — Главы поселений, которые сами могли бы определить стратегию развития своей территории и реализовать ее, — это идеал, к которому Россия и стремится. Учитывая скромные параметры собственных доходов бюджетов муниципалитетов, главы должны искать и находить иные возможности привлечения дополнительных средств на решение насущных проблем. Такие возможности, в частности, предоставляют многочисленные целевые областные программы, а также ряд федеральных. Но о них нужно знать, с ними необходимо работать, проявлять инициативу, а не сидеть сложа руки и ждать помощи сверху. В этой работе местной власти должна помогать и активно помогает власть областная. Но еще раз подчеркну — инициатива должна исходить с мест.
По словам Ляшука, сейчас в связи с финансовым кризисом и нестабильной ситуацией на рынке труда молодые начнут покидать Москву, Санкт-Петербург, возвращаться на малую родину: в небольшие города, посёлки — это расширяет кадровый потенциал местной власти. У многих из них есть высшее образование, определенный опыт и управленческие навыки, что создает конкурентную среду при формировании кадров местного самоуправления, дает возможность главам сформировать дееспособную команду, которая будет не только решать текущие задачи, но и планировать перспективное развитие территории. Также это позволяет сформировать свой локальный управленческий резерв на местном уровне, ведь именно «кадры решают все».
Безусловно, не все молодые специалисты станут муниципальными «стратегами» в полном смысле этого слова, кто-то превратится в обычных клерков, что, по мнению Ляшука, тоже неплохо. «Хороших администраторов ещё поискать надо», — говорит он.
* * *
Может быть, Инна Боченкова со временем станет как раз хорошим администратором. Она пришла сюда с должности специалиста отдела сельского хозяйства и продовольствия в районной администрации. Не последнюю роль сыграло то, что прежнее место работы располагалось в Шимске, приходилось туда ездить из Медведя. А теперь офис почти под боком. И зарплата с недавних пор заметно увеличилась — гораздо выше средней по селу. Есть свой дом, огород, муж, двое детей. Все здесь, в Медведе. И ей самой вместе с земляками решать, какой будет жизнь на селе.
Владимир БОГДАНОВ (фото)