{mosimage}Клуб маркетологов при Новгородской торгово-промышленной палате третий год своего существования начал с постановки необычной задачи — бесплатно помочь в разработке рекламных кампаний для некоммерческих организаций.«НВ» представляют интервью с новым председателем профессионального объединения Викторией СПИРИДОНОВОЙ.
— Нашим главным желанием было вывести профессию маркетолога на нужный уровень в рамках региона и показать руководителям предприятий, что в современных условиях эффективное управление обязательно требует маркетинговых знаний и навыков. Интерес к Клубу маркетологов (КМ) проявили специалисты самого разного бизнеса: сотовых операторов, рекламных и кадровых агентств, торговли, крупных производств. Сегодня костяк клуба составляют шесть человек.
— Неужели новгородские производители не имеют продуктов, которые нуждаются в рекламе на федеральном уровне? У нас ведь есть транснациональные производства.
— Очень мало. И здесь блестящий пример — раскрутка брэнда «Никола». Но они заказывают рекламу в Москве. Сейчас КМ готовит рейтинг лучших PR-акций, проведенных новгородскими компаниями. Предвижу ваш вопрос, кто отличился в этой сфере. Одним из кандидатов, по нашей коллегиальной оценке, является корабль-ресторан «Фрегат». При почти полном отсутствии затрат они еще до открытия привели общественное мнение к соответствию четырем P: place (место), price (цена), product (продукт) и promotion (продвижение). Рекламной кампании как таковой нет, но все знают это место на набережной, где будет стоять судно, все знают, что это будет недешево, потому что привезли из северной столицы, и так далее. Пусть это достигнуто благодаря скандалу, но со временем негатив забудется, а нужная информация останется.
— Новый год для КМ ознаменовался изменением миссии, чем вы можете быть полезны?
— КМ готов представить массу интересных проектов. В планах — бесплатные консультации для некоммерческих организаций, обучение для представителей малого бизнеса, создание электронной площадки для общения новгородских специалистов, подготовка рейтингов маркетинговых достижений и провалов. Мы бы приняли в наши ряды и владельцев бизнеса, которые сами занимаются рекламой.
— Не будете отбирать хлеб у рекламных агентств?
— У НКО все равно нет денег, чтобы оплачивать эти услуги, как и у малых предприятий. Планируем в марте собрать пробную конференцию при помощи администрации, чтобы поделиться своим опытом. А для нас, членов клуба, это хорошо — мы шевелим мозгами. Работая все время на одном и том же продукте, услуге, невольно перестаешь думать креативно.
А рекламных агентств полного цикла у нас в принципе нет. Всё придумывается там, где размещается — при телевизионных студиях или на радиостанциях. Зачастую новгородские агентства делают рекламу не для заказчика, а просто потому, что им нравится сам процесс. Есть извинительная черта у новгородских рекламных агентств — они все очень молоды, молоды и их сотрудники. Сделать федеральную рекламную кампанию в Новгороде местными силами нельзя, но на уровне города и области — вполне возможно.
— С какими трудностями сталкиваются региональные маркетологи?
— С непониманием в принципе, зачем компании платить за исследование рынка. Даже у членов нашего клуба не всегда есть ясность, что мало выяснить отношение горожан, выраженное в цифрах или процентах, к покупке или событию. Надо объяснить, как этим воспользоваться на практике. Очень многие новгородские фирмы предпочитают оценивать свой рынок «на глазок». Смешно говорить, но размещать рекламу руководители предпочитают не там, где ее ждет потенциальный потребитель, а там, где они сами или их родственники любят смотреть, читать или слушать.
— Есть ли у новгородского рекламного рынка своя изюминка?
— О, конечно. Местным рекламистам приходится довольствоваться очень скромными бюджетами. Если федеральные рекламисты могут потратить на ТВ-ролик 500 тысяч долларов, это минимум, то новгородские компании отпускают на это 5—10 тысяч рублей. И еще. Новгородцы, работающие в PR-сфере, обязаны быть универсалами. Малые и средние компании не могут позволить себе содержать креативщика, PR-менеджера, журналиста, дизайнера, маркетолога. Значит, для успешной работы мы должны уметь все это делать.
В малом и среднем бизнесе рекламой занимаются сами владельцы, ради экономии средств. Когда они приходят в отделы рекламы на ТВ или радио, то просят об одном: «Сделайте нам красиво», и на вопрос о потребительском сегменте отвечают: «Мы работаем для всех», но так не бывает. И переубедить их очень трудно. Отсюда неэффективность рекламы. Идеальный вариант, если руководитель нанимает профессионала и во всем ему доверяет, но и спрашивает с него по полной программе.
Владимир БОГДАНОВ (фото)