Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Противостояние

{mosimage}В уходящем году новгородские силовики ловили за рукув основном мелких коррупционеров Поводом для встречи с начальником антикоррупционного отдела прокуратуры области Константином СОМОВЫМ стало координационное совещание руководителей силовых структур области, на котором успехи в борьбе с кор

{mosimage}В уходящем году новгородские силовики ловили за рукув основном мелких коррупционеров


Поводом для встречи с начальником антикоррупционного отдела прокуратуры области Константином СОМОВЫМ стало координационное совещание руководителей силовых структур области, на котором успехи в борьбе с коррупцией были оценены критически. Что же удалось, а что нет, почему, и как можно исправить ситуацию к лучшему?

— Константин Станиславович, на совещании было признано, что принимаемые меры по выявлению и пресечению коррупционных преступлений носят поверхностный характер, и большинство возбужденных уголовных дел в уходящем году касалось действий должностных лиц низшего звена. Как добиться выявления коррупционных преступлений и среди VIP-персон?
— Объясняю. В прошлом году мы достаточно напряжённо вели работу по декриминализации региона. В том числе и по противодействию коррупции. И 2007 год по выявлению коррупционных преступлений был довольно урожайным. Обвинения в должностных преступлениях были предъявлены главам городских администраций, районов, одному заместителю губернатора области, бывшему главному федеральному инспектору. А в 2008 году появилась тенденция, скажем так, мельчания работы всех правоохранительных органов по противодействию коррупции.
— С чем это связано? И как переломить такую ситуацию?
— Связано это с некоторым самоуспокоением всех правоохранительных органов без исключения.
Как переломить? Так сложилось, что милиция в Новгородской области в основном занимается разработкой коррупционных действий представителей низшего эшелона. Сотрудники органов внутренних дел подчас относятся к главам районов как к неким хозяевам — психология такая. На территории девяти районов области должностные преступления всеми правоохранительными органами вообще не выявляются. Например, в Маловишерском, Батецком, Марёвском и Волотовском районах. Хотя это не говорит о  том, что там не совершают коррупционные преступления. Милиция сейчас старается переломить свою привычку.
В прокуратуре тоже были «старорежимные» прокуроры, которые могли сказать: «Ну как я могу главу района привлечь?». Но сейчас боязнь борьбы с VIP-персонами в прокуратуре начисто изжита. И в 2008, и 2009 годах в поле нашего главного внимания будут находиться сфера распоряжения бюджетными деньгами и проведение госзаказов. Прокуратурой области в рамках реализации национального плана противодействию коррупции запланирован ряд проверок в этой сфере. 
В то же время 2008 год является удачным по мерам превентивного характера. Помимо уголовной ответственности есть ещё и так называемая надзорная работа прокуратуры вместе с контрольными органами. Например, надзор за изданием правовых актов, которые могут носить коррупционный характер. Особенно грешат такими актами районные и городские администрации. Скажем, в нашей практике были случаи, когда  администрация городского поселения издавала правовой акт, где присваивала себе полномочия муниципального района. Особенно часто это случается в сфере распределения бюджетных денег.
Вообще, за 2008 год по всей области было выявлено 8300 нарушений антикоррупционного законодательства. Из них около тысячи — по правовым актам, носящим признаки коррупционности. В том числе и нарушения закона о государственной муниципальной службе.
Мы сталкиваемся с фактами, когда порой муниципальными служащими устанавливаются себе неоправданные надбавки. Так, в одном из сел Новгородской области глава сельской администрации и её заместитель установили себе надбавки к зарплате за секретность. Звучит юмористично, но с этим очень часто приходилось сталкиваться именно в сельских администрациях. Вы попытайтесь представить себе: какой документ может прийти в сельскую администрацию под грифом «совершенно секретно»? Разве только приказ мобилизовать тракторы в военных целях.
«Кладезь» для коррупционных преступлений — внебюджетные счета, или счета коммерческого характера, на которые вносится спонсорская помощь. Это тоже очень распространено в сельских и городских администрациях. Внебюджетные копилки создаются для того, чтобы движение переданных органам власти средств было затруднительно отследить, но при этом можно было расходовать по своему усмотрению: на покупку машины для руководителя, корпоративную вечеринку...
Не могу сказать, что главы сельских и городских администраций успели накопить большие деньги на таких счетах, но был случай, когда один из новгородских чиновников, занимавший довольно высокий пост, отметил на эти средства свой юбилей. Сейчас в его отношении возбуждено уголовное дело.
Всего нами направлено около 50 исковых заявлений о признании внебюджетных счетов недействительными. И в большинстве своём это иски к органам власти.
— На координационном совещании также было указано на значительные недостатки в организации межведомственного взаимодействия в деле борьбы с коррупцией.
— Да, в следующем году прокуратура планирует выйти с ходатайством на администрацию области о создании межведомственного совета по противодействию коррупции, в который вошли бы представители и власти, и правоохранительных, и контрольных органов, и предприниматели. Для чего? С его помощью, например, можно было бы ликвидировать правовые вакуумы, которые есть в областном законодательстве о муниципальной службе, о противодействии коррупции.
Скажем, ответственность за проступки муниципальных служащих и выборных должностных лиц местного самоуправления, носящие характер этических нарушений, вообще не предусмотрена. Приведу в пример главу Старорусского района Евгения Рябова, который длительное время находился в составе совета директоров местного курорта. Мы не смогли доказать, что он лоббировал их интересы, но деньги-то получал — за два года около 400 тысяч рублей. По настоянию прокуратуры он вернул эти средства, но его поступок не подлежит никакой ответственности!
Ещё пример. Глава администрации района — не буду называть имя — являлся учредителем нескольких фирм. И ничего не сделать! Федеральное законодательство содержит ограничение на предпринимательскую деятельность для представителей власти, но не содержит меры ответственности за это.
  Широко распространена практика, когда муниципальные служащие не декларируют свои доходы, и наказать за это практически нельзя. У них может быть масса объектов недвижимости, земельных участков, происхождение которых никому не известно.
В общем, возникает патовая ситуация: если действия чиновника не носят характер уголовного преступления, допустим, действенной поддержки определённой фирмы (как в случае, например, с Геннадием Голубевым, экс-главой Мошенского района), его вообще нельзя привлечь к какой бы то ни было ответственности. И такая безнаказанность создаёт угрозу коррупционных преступлений.
— Дмитрий Медведев, знакомя страну с национальным планом по противодействию коррупции, указал на необходимость сокращения числа спецсубъектов — лиц, в отношении которых уголовные дела возбуждаются в особом порядке.  
— К спецсубъектам относятся следователи, сотрудники прокуратуры, главы администраций, их заместители, депутаты всех уровней, адвокаты, федеральные инспекторы, судьи и другие лица. В их отношении дела возбуждаются либо руководителем следственного управления области, либо главой Следственного комитета при Прокуратуре России в случае согласия квалификационных органов.
Могу сказать, что особенно непросто возбуждать уголовные дела в отношении судей. Причём квалификационные коллегии судей принципиально реагируют на все наши обращения об уголовном преследовании их собратьев по цеху. Но нынешняя процедура возбуждения в их отношении уголовных дел неимоверно бюрократична!
Так, с декабря 2007 года по факту задержания с поличным за взятку привлекается один из судей Новгородской области. Прошёл год, а дело в отношении него не возбуждено! Инициировать вопрос о возбуждении дела в отношении представителя Фемиды может только руководитель Следственного комитета при Прокуратуре России. После того как руководитель комитета подпишет соответствующие документы, из Москвы их отправят в Новгородский областной суд, чтобы коллегия из трёх профессиональных судей оценила материалы по существу. Если она соглашается с тем, что в действиях судьи есть признаки преступления, документы возвращаются председателю Следственного комитета, и он вносит их на рассмотрение квалификационной коллегии судей Новгородского областного суда, которая рассматривает их по существу и дает согласие на возбуждение уголовного дела. Или не дает. Двойная процедура контроля!
Что касается упомянутого судьи, все стадии контроля материалов в его отношении пройдены, но уголовного дела — нет. Причём по срокам рассмотрения документов ни к Следственному комитету, ни к суду претензий нет, но время привлечения к уголовной ответственности по отдельным эпизодам его преступной деятельности истекает. Похожая ситуация в случае и с ещё одним проштрафившимся судьёй.
Поэтому Национальный план противодействия коррупция предусматривает не только сокращение числа спецсубъектов, но и упрощение процедуры возбуждения уголовных дел в их отношении.
—  Опять ссылаюсь на Национальный план по противодействию коррупции. Согласно ему в Новгородской области должны быть созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных госслужащих и урегулированию конфликта интересов. Они созданы? И зачем вообще нужны эти комиссии?
— Они созданы по настоянию прокуратуры во всех комитетах администрации области и структурных подразделениях федеральных органов власти. Чем должны заниматься? Они пресекают действия, выходящие за рамки должностной этики гражданских муниципальных служащих, не носящие характер уголовной или административной ответственности.
В них должны входить представители организации, и, самое главное, не менее четверти от всего состава комиссии должны составлять независимые эксперты — люди из любых других учреждений.
Что может быть поводом для сбора такой комиссии? Скажем, в организации N секретарь, находясь на государственной гражданской службе, передавал предпринимателю интересующую его информацию, а тот использовал ее в своих интересах. Это уголовно ненаказуемое деяние. Конфликт интересов.
Но беда в том, что  в 2007—2008 годах проведено только два заседания таких комиссий и рассмотрено два конфликтных случая. Об одном из них, с секретарем, я вам рассказал.
В конце 2008 года мы это формальное отношение к работе комиссий переломили. Наши сотрудники стали передавать в комиссии необходимую им информацию, заставили везде набрать независимых экспертов, и, по крайней мере, мы можем быть уверены, что объективность рассмотрения информации обеспечена.
 
Елена КУЗЬМИНА
Владимир МАЛЫГИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Выход из зимы. Демографической

Выход из зимы. Демографической

В Новгородской области впервые за 10 лет перестала снижаться рождаемость

03.12.2025 | Общество

Фольклор и ивент

Фольклор и ивент

В своей работе самозанятая новгородка сочетает традиции и современность

03.12.2025 | Общество

«Память нашего поколения»

«Память нашего поколения»

Более тысячи школьников из Великого Новгорода стали участниками исторического квиза, посвящённого 80-летию Победы

03.12.2025 | Общество

Последняя книга

Последняя книга

Издан сборник стихотворений и воспоминаний о военном детстве новгородки Аллы Веселитской

03.12.2025 | Общество

Как узнать свой ВИЧ-статус?

Как узнать свой ВИЧ-статус?

В рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом, который отмечается 1 декабря, специалисты призывают жителей региона пройти тестирование, чтобы обезопасить себя и своих близких

03.12.2025 | Общество

Хит для охотника и поисковика

Хит для охотника и поисковика

На новгородской швейной фабрике разрабатывают куртку, которая будет согревать с помощью пауэрбанка

26.11.2025 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА