В микрорайоне Кречевицы Руфа Александровна СОКОЛОВА работает почтальоном 26 лет. Ежедневно проделывает пешком восемь километров — в любую погоду, в жару и в холод. Сколько протопала своими ножками за эти годы, никто не скажет точно. Сама она только вздыхает: «Не считала… Много». Жаль. Вела бы учёт — глядишь, в Книгу рекордов Гиннесса угодила бы.Отправляемся с Руфой Александровной разносить пенсии. Звоним в квартиру Валентины Алексеевны Козиковой. Хозяйка сначала обрадовалась, а потом всполошилась: «Вы про меня будете в газете писать?!». Нет, говорим, только про почтальонов: у них профессиональный праздник близится. «А-а, тогда вы правильно выбрали героиню: Руфа Александровна прекрасной души человек, и все ее очень любят. Для наших пенсионеров она министр финансов. В крайнем случае — замминистра...».
И у Руфы Александровны все адресаты — хорошие. Уж такой она человек: видит только положительное, а плохое старается не замечать. Может, поэтому в свои 67 осталась редкостной оптимисткой. Не ноет, не жалуется на трудности, радуется каждой травинке, всякому листику придорожному. А более всего — интересным людям.
— Все люди разные. Двух одинаковых нет. Надо только к каждому подход найти, — говорит. — Взять, к примеру, подписную кампанию. Придешь к человеку, а он не в настроении. Не хочет ничего выписывать. Так я не вступаю в дискуссию, не спорю. Зайду на следующий день, через неделю. Короче, жду «погоды в доме». Когда у человека хорошее настроение, он тебе на что угодно подпишется. Тут важен один момент — чтобы денег хватило.
Актуальную тему невысокой зарплаты почтальонов Соколова поддерживает, но без энтузиазма. Гораздо охотнее говорит о людях, о работе, даже о политике. Себя и свои заслуги перед родным ведомством старается не упоминать. Хотя ее благодарности и грамоты потянут в целом килограмма на полтора.
Ей милее глагол «отдавать», нежели «брать». Смеется: «Чем больше отдаю, тем богаче становлюсь». Речь не о деньгах, конечно. О чем? Ну, например, о здоровье. Всякие хвори, как правило, одолевают в эти годы. А у нее картина прямо противоположная. Здоровье — почти как у космонавта перед стартом. Вопрос, когда последний раз брала больничный лист, поверг Руфу Александровну в тяжелое раздумье. Так и не вспомнила. «Почтальону, — говорит, — болеть некогда, люди-то как без меня будут?!».
Оптимизм Соколовой дает сбой только при воспоминаниях о военном лихолетье. Босоногое голодное детство в сороковые роковые. Пропавшие без вести родители. Детский дом на Украине. Как луч надежды — встреча с учительницей, взявшей к себе способную девочку. Тяжелый, отупляющий труд в послевоенном колхозе. В общем, раздолье для авторов сериалов. И главное — выдумывать ничего не надо.
Руфа Соколова выучилась на маслодела. И даже заведовала лабораторией на маслозаводе в Костромской области. Думала, нашла дело своей жизни. Оказалось — нет. Переехала в Новгород и... не смогла устроиться по специальности. Но бывают случаи, когда профессия сама выбирает человека. Именно так и произошло с Руфой Александровной. Почтальонская служба ей в радость. И дочь Татьяна — тоже почтовичка, начальник ОПС № 22. И внук на почте трудится. Трудовая династия, однако, вырисовывается!
Елена ЗУБКОВА
Владимир БОГДАНОВ (фото)














