Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

За услугу по заслугам

Чем грамотнее действует покупатель, тем больше он хочет знать

В этом году Всемирный день защиты прав потребителей пройдёт под девизом: «Укрепим наши телефонные права! Правосудие для потребителей мобильной связи!».

Принципы справедливости, по замыслу Международной федерации потребительских организаций, должны восторжествовать и в сетях сотовой связи, этой бурно развивающейся отрасли, дающей толчок социальному прогрессу.

Накануне Международного дня защиты прав потребителей корреспондент «НВ» Юрий КРАСАВИН встретился с руководителем областного управления Роспотребнадзора Анатолием РОСОЛОВСКИМ.

— Анатолий Павлович, в связи с чем в этом году акцент правозащитников по всему миру делается именно на мобильную телефонию?

— В первую очередь это связано с научно-техническим прогрессом. Мы хотим быть в курсе, в контакте, и это непременное условие развития общества. Передвижная телефонная связь — это ведь не только возможность поговорить с родными и близкими, узнать, как у них дела, но и виртуальные личные кабинеты на сайтах, социальные сети, продвижение своего бизнеса... Число пользователей смартфонов, планшетов и других аппаратов с применением устройств приема-передачи телефонной связи, кстати, приближается по планете к семи миллиардам...

Операторы мобильной связи и действующие при них фирмы постоянно предлагают нам и даже навязывают что-то новое. Как в этом разобраться и как уберечь себя от излишних трат? Приходит, например, сообщение, что мы куда-то подключены, услугой не пользуемся, а плата взимается. Несправедливо и обидно. Следовательно, надо разбираться и отстаивать свои права.

— А удаётся?

В 2013 году жители области написали в управление Роспотребнадзора 1 554 жалобы. Это почти на треть больше, чем в предыдущем году. Самое большое увеличение жалоб — на банковский сектор (60%) и на бытовое обслуживание (50%)

— В прошлом году потребитель сотовой связи в нашем регионе выиграл дело против своего оператора, с нашей помощью доказав, что навязанная ему услуга была излишней, деньги в сумме 8 500 рублей были списаны с его телефона неправомерно. Суд был впервые выигран с возмещением морального вреда! Это очень хороший прецедент. Думаю, что теперь не только МТС, но и другие сотовые операторы призадумываются, потому что есть грамотные потребители, которые на основе судебного прецедента могут попробовать также выиграть подобные дела.

Распространенный, к сожалению, случай: человек не получил счет от телефонной компании вовремя, оплачивает только усредненную сумму, и вдруг ему отключают связь. В условиях современного мира он оказывается в замкнутом пространстве: если не позвонить, то и не решить проблему. Поэтому, с нашей точки зрения и с точки зрения закона, внезапное отключение связи, а тем более разрыв договора в одностороннем порядке — нарушение прав потребителя. Сначала нужно предупредить абонента в установленном порядке...

— Как часто вы проверяете телефонные компании?

— В плановом порядке в прошлом году мы проверили «Ростелеком», «Мегафон» и «Новгород-Дейтаком». Насторожило, что в договорах, что заключаются с абонентами, подробно расписаны обязанности потребителей услуг — как получает услугу, как платит, а обязанности оператора связи расплывчаты. За что он несет ответственность — непонятно.

Но проверками всё не исчерпывается. В связи с международным акцентом на качество услуг мобильной связи мы проведем в этом году ряд прямых линий, циклы лекций в учебных учреждениях с тем, чтобы разъяснить потребителям их права. Особенно важно донести эти знания до молодого поколения. В молодежной среде различные новомодные гаджеты — часто предмет престижа и поднятия своего имиджа. Однако такие устройства часто выходят из строя, и продавцы не спешат делать замены, возвращать деньги. Тут также много нарушений, которые очень сложно доказывать.

За услугу по заслугамГод обещает быть насыщенным и в связи с тем, что этой весной начинается практическая реализация федерального законодательства по возможности перехода абонентов от одного сотового оператора к другому с сохранением номера телефона.

— В прошлом году приоритетом для Роспотребнадзора была коммуналка, ещё раньше — банковская сфера. И каковы результаты?

— Нельзя сказать, что проблемы полностью искоренены, но нарушений стало меньше. Со сферой ЖКХ ещё предстоит много работать, и особенно с управляющими компаниями. С ТСЖ жалоб поменьше. И всё же отметим, что обе стороны — и потребители, и те, кто предоставляет им услуги, — действуют более грамотно.

Банковский сектор, как мы замечаем, теперь старается урегулировать спорные вопросы с клиентами без вмешательства со стороны. Понятно же, что в случае прихода инспекторов, скорее всего, будет и штраф, и немаленький. Основная претензия к банкам два-три года назад была по оформлению кредитов населению. Реклама кричала: «Берите, берите кредиты! Только по паспорту!». Но ни один из кредиторов не информировал потребителя о том, что наступит в случае невозможности платить по кредиту. Невозвратные начисления далеко не всегда соответствовали законодательству. Из-за чудовищных процентов человек попадал в кабалу.

Страхование кредита — правильное направление, но одновременно тут может быть и ещё одна ловушка заемщику. Оплата страховки идет сразу из предоставляемой ему в кредит суммы. Злоупотребляли банки и с начислениями за ведение, обслуживание счета. Сейчас таких вопросов стало значительно меньше. Помимо наших проверок помогли, конечно же, и изменения в законодательство.

— Ну а в будущем какие направления могут стать приоритетными?

— Таковых очень много, а потому угадать на международном уровне сложно. Например, туристическая сфера также нуждается в повышенном внимании. Люди все чаще путешествуют, проводят отпуск за границей, и нам не все равно, каким он будет, их отдых. Когда авиабилет вручают уже в аэропорту, в последнюю минуту — разве это нормально? Новгородцы часто ездят в соседнюю Финляндию ради шопинга. И там не всё в порядке. Пришла жалоба, стали разбираться — и выяснили, что у предпринимателя нет лицензии, он не может быть оператором на этом виде услуг. В устав прописал себе человек и думает, что этого достаточно. А кто будет нести страховые риски?

Число обращений, по которым требования потребителей были удовлетворены в 2013 году в досудебном порядке, составило 575. Им возместили ущерб на сумму 1,8 млн. рублей

Работа почты тоже вызывает нарекания. Несвоевременная доставка письма — это не просто нерасторопность. В результате новгородка в прошлом году осталась без визы и не смогла выехать к родственникам. Суд признал вину почты, и человеку был возмещен моральный ущерб.

В течение трех прошедших лет в регионе действовала долгосрочная областная целевая программа по защите прав потребителей в Новгородской области. Она была разработана нами с учетом приоритетов социально-экономического развития. В этом году порядок принятия государственных долгосрочных программ изменен. Мы обратились в департамент экономического развития и торговли с предложением включить в госпрограмму по экономическому развитию региона подпрограммы по защите прав потребителей. Новый документ охватит 2014 – 2016 годы. Приоритетов в работе у нас будет много.

Фото с сайта flickr.com

РЕКЛАМА

Еще статьи

В Год семьи у супругов Ирины и Антона Казаковых из Валдая родился пятый ребёнок. У старших Глеба, Григория, Егора и Вари появилась младшая сестрёнка Василиса.

Всё в комплексе

В национальный проект «Семья» войдут пять федеральных проектов

17.07.2024 | Общество

Средства, взятые по семейной ипотеке, можно направить на строительство собственного дома.

Где мы – там и дом

Новгородская область вошла в число регионов с расширенными возможностями семейной ипотеки.

17.07.2024 | Общество

Нелли Комальдинова не только заведует консультацией, но и сама проводит приём, имея большой опыт работы в акушерском отделении (в том числе и операционный). Недавно врач удостоена престижной награды «Человек года».

Право на жизнь

С октября минувшего года в Новгородской области реализуется проект «Здравствуй, мама!», направленный на мотивацию рождаемости

17.07.2024 | Общество

Самое главное — не оставлять маленьких детей без присмотра.

Опасная высота

Следователи объяснили родителям, как не допустить падения ребёнка из окна

17.07.2024 | Общество

Соблюдайте базовые правила кибербезопасности: надёжное хранение паролей, защиту данных, защиту от вредоносного ПО, резервное копирование и другие

Двойник от нейросети

Как защититься от дипфейка в Интернете?

17.07.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как распознать деменцию и предотвратить развитие этого неизлечимого заболевания?

Деменция способна полностью разрушить личность человека. И, к сожалению, нет такого лекарства, которое бы её вылечило. Н...

17.07.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА