Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

За услугу по заслугам

Чем грамотнее действует покупатель, тем больше он хочет знатьВ этом году Всемирный день защиты прав потребителей пройдёт под девизом: «Укрепим наши телефонные права! Правосудие для потребителей мобильной связи!».

Чем грамотнее действует покупатель, тем больше он хочет знать

В этом году Всемирный день защиты прав потребителей пройдёт под девизом: «Укрепим наши телефонные права! Правосудие для потребителей мобильной связи!».

Принципы справедливости, по замыслу Международной федерации потребительских организаций, должны восторжествовать и в сетях сотовой связи, этой бурно развивающейся отрасли, дающей толчок социальному прогрессу.

Накануне Международного дня защиты прав потребителей корреспондент «НВ» Юрий КРАСАВИН встретился с руководителем областного управления Роспотребнадзора Анатолием РОСОЛОВСКИМ.

— Анатолий Павлович, в связи с чем в этом году акцент правозащитников по всему миру делается именно на мобильную телефонию?

— В первую очередь это связано с научно-техническим прогрессом. Мы хотим быть в курсе, в контакте, и это непременное условие развития общества. Передвижная телефонная связь — это ведь не только возможность поговорить с родными и близкими, узнать, как у них дела, но и виртуальные личные кабинеты на сайтах, социальные сети, продвижение своего бизнеса... Число пользователей смартфонов, планшетов и других аппаратов с применением устройств приема-передачи телефонной связи, кстати, приближается по планете к семи миллиардам...

Операторы мобильной связи и действующие при них фирмы постоянно предлагают нам и даже навязывают что-то новое. Как в этом разобраться и как уберечь себя от излишних трат? Приходит, например, сообщение, что мы куда-то подключены, услугой не пользуемся, а плата взимается. Несправедливо и обидно. Следовательно, надо разбираться и отстаивать свои права.

— А удаётся?

В 2013 году жители области написали в управление Роспотребнадзора 1 554 жалобы. Это почти на треть больше, чем в предыдущем году. Самое большое увеличение жалоб — на банковский сектор (60%) и на бытовое обслуживание (50%)

— В прошлом году потребитель сотовой связи в нашем регионе выиграл дело против своего оператора, с нашей помощью доказав, что навязанная ему услуга была излишней, деньги в сумме 8 500 рублей были списаны с его телефона неправомерно. Суд был впервые выигран с возмещением морального вреда! Это очень хороший прецедент. Думаю, что теперь не только МТС, но и другие сотовые операторы призадумываются, потому что есть грамотные потребители, которые на основе судебного прецедента могут попробовать также выиграть подобные дела.

Распространенный, к сожалению, случай: человек не получил счет от телефонной компании вовремя, оплачивает только усредненную сумму, и вдруг ему отключают связь. В условиях современного мира он оказывается в замкнутом пространстве: если не позвонить, то и не решить проблему. Поэтому, с нашей точки зрения и с точки зрения закона, внезапное отключение связи, а тем более разрыв договора в одностороннем порядке — нарушение прав потребителя. Сначала нужно предупредить абонента в установленном порядке...

— Как часто вы проверяете телефонные компании?

— В плановом порядке в прошлом году мы проверили «Ростелеком», «Мегафон» и «Новгород-Дейтаком». Насторожило, что в договорах, что заключаются с абонентами, подробно расписаны обязанности потребителей услуг — как получает услугу, как платит, а обязанности оператора связи расплывчаты. За что он несет ответственность — непонятно.

Но проверками всё не исчерпывается. В связи с международным акцентом на качество услуг мобильной связи мы проведем в этом году ряд прямых линий, циклы лекций в учебных учреждениях с тем, чтобы разъяснить потребителям их права. Особенно важно донести эти знания до молодого поколения. В молодежной среде различные новомодные гаджеты — часто предмет престижа и поднятия своего имиджа. Однако такие устройства часто выходят из строя, и продавцы не спешат делать замены, возвращать деньги. Тут также много нарушений, которые очень сложно доказывать.

За услугу по заслугамГод обещает быть насыщенным и в связи с тем, что этой весной начинается практическая реализация федерального законодательства по возможности перехода абонентов от одного сотового оператора к другому с сохранением номера телефона.

— В прошлом году приоритетом для Роспотребнадзора была коммуналка, ещё раньше — банковская сфера. И каковы результаты?

— Нельзя сказать, что проблемы полностью искоренены, но нарушений стало меньше. Со сферой ЖКХ ещё предстоит много работать, и особенно с управляющими компаниями. С ТСЖ жалоб поменьше. И всё же отметим, что обе стороны — и потребители, и те, кто предоставляет им услуги, — действуют более грамотно.

Банковский сектор, как мы замечаем, теперь старается урегулировать спорные вопросы с клиентами без вмешательства со стороны. Понятно же, что в случае прихода инспекторов, скорее всего, будет и штраф, и немаленький. Основная претензия к банкам два-три года назад была по оформлению кредитов населению. Реклама кричала: «Берите, берите кредиты! Только по паспорту!». Но ни один из кредиторов не информировал потребителя о том, что наступит в случае невозможности платить по кредиту. Невозвратные начисления далеко не всегда соответствовали законодательству. Из-за чудовищных процентов человек попадал в кабалу.

Страхование кредита — правильное направление, но одновременно тут может быть и ещё одна ловушка заемщику. Оплата страховки идет сразу из предоставляемой ему в кредит суммы. Злоупотребляли банки и с начислениями за ведение, обслуживание счета. Сейчас таких вопросов стало значительно меньше. Помимо наших проверок помогли, конечно же, и изменения в законодательство.

— Ну а в будущем какие направления могут стать приоритетными?

— Таковых очень много, а потому угадать на международном уровне сложно. Например, туристическая сфера также нуждается в повышенном внимании. Люди все чаще путешествуют, проводят отпуск за границей, и нам не все равно, каким он будет, их отдых. Когда авиабилет вручают уже в аэропорту, в последнюю минуту — разве это нормально? Новгородцы часто ездят в соседнюю Финляндию ради шопинга. И там не всё в порядке. Пришла жалоба, стали разбираться — и выяснили, что у предпринимателя нет лицензии, он не может быть оператором на этом виде услуг. В устав прописал себе человек и думает, что этого достаточно. А кто будет нести страховые риски?

Число обращений, по которым требования потребителей были удовлетворены в 2013 году в досудебном порядке, составило 575. Им возместили ущерб на сумму 1,8 млн. рублей

Работа почты тоже вызывает нарекания. Несвоевременная доставка письма — это не просто нерасторопность. В результате новгородка в прошлом году осталась без визы и не смогла выехать к родственникам. Суд признал вину почты, и человеку был возмещен моральный ущерб.

В течение трех прошедших лет в регионе действовала долгосрочная областная целевая программа по защите прав потребителей в Новгородской области. Она была разработана нами с учетом приоритетов социально-экономического развития. В этом году порядок принятия государственных долгосрочных программ изменен. Мы обратились в департамент экономического развития и торговли с предложением включить в госпрограмму по экономическому развитию региона подпрограммы по защите прав потребителей. Новый документ охватит 2014 – 2016 годы. Приоритетов в работе у нас будет много.

Фото с сайта flickr.com

РЕКЛАМА

Еще статьи

Выход из зимы. Демографической

Выход из зимы. Демографической

В Новгородской области впервые за 10 лет перестала снижаться рождаемость

03.12.2025 | Общество

Фольклор и ивент

Фольклор и ивент

В своей работе самозанятая новгородка сочетает традиции и современность

03.12.2025 | Общество

«Память нашего поколения»

«Память нашего поколения»

Более тысячи школьников из Великого Новгорода стали участниками исторического квиза, посвящённого 80-летию Победы

03.12.2025 | Общество

Последняя книга

Последняя книга

Издан сборник стихотворений и воспоминаний о военном детстве новгородки Аллы Веселитской

03.12.2025 | Общество

Как узнать свой ВИЧ-статус?

Как узнать свой ВИЧ-статус?

В рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом, который отмечается 1 декабря, специалисты призывают жителей региона пройти тестирование, чтобы обезопасить себя и своих близких

03.12.2025 | Общество

Хит для охотника и поисковика

Хит для охотника и поисковика

На новгородской швейной фабрике разрабатывают куртку, которая будет согревать с помощью пауэрбанка

26.11.2025 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА