Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Солецкие амазонки

Есть женщины в русских селеньях с спокойною важностью лиц…

Ларионовы — классическая семья. Семь я. Не хватает для полноты традиции самой малости — мужчины. Хотя один есть — Димка. Самый младший, но ему и в школу-то не скоро, не то что в помощники.

А на подворье — почти 30 голов. Лошадки, коровки, бычки. Кто лает и мурлычет, тех не считали.

Крестьянскому хозяйству всего полгода. Дом, в котором живет семья, тоже сновья. Да и вообще, в деревне Выбити Солецкого района Ларионовы — люди, можно сказать, новые. Не так давно приехали. Аж из Забайкалья.

Не мужского ума дело
— Фильм «Даурия» смотрели? — спрашивает Виктория Ларионова. — Вот оттуда мы. Река Аргунь, граница с Китаем.

А Новгородская-то область — вон где. Совсем на отшибе. Если из Китая посмотреть.

— Захотелось поближе к Москве и Питеру, — продолжает Виктория Алиевна. — К цивилизации, словом. Чтобы детям было удобно учиться и вообще... А жить — все равно на природе. Чтобы красиво и немножко дико. Но со школой, медпунктом. Месяц из Интернета не вылазили — искали, искали... Так и выбрали ваши края. Сначала я приехала посмотреть. А в новогоднюю ночь, это было три года назад, мы все сели в поезд.

Средняя дочь только школу заканчивала, младшей — еще учиться и учиться. А у старшей — уже свои дети. Через всю страну. Начинать жить заново. И без... Вот крутился же на языке вопрос о том, куда запропастились мужская поддержка и рука.

— Эта рука хороша, когда в дом несет, а если наоборот...

Ну, более или менее ясно.

Торгуем, таксуем
Выбити встали вразброс. В поисках окраины, на которой поселились Ларионовы, мы, честно сказать, поплутали. Но, имея такой ориентир, как заброшенный животноводческий комплекс, обязаны были выбраться на путь истинный. Ничего дикого в окрестностях вроде нет. Не тайга. А вот ехать по дороге, проходящей через никому не нужный бывший животноводческий объект... Впрочем, на родных просторах и не такую планировку встретишь.

За комплексом встретила Татьяна, выехав навстречу блуждающим. Только потом, побывав уже в гостях, мы узнали, что Тане в тот день исполнилось двадцать. Кто так ходит на дни рождения? Средняя дочь — очень мобильная девушка. Учится в университете и таксует. Поэтому в областном центре бывает чуть ли не ежедневно. У старшей, Оксаны, маршрут и того длиннее. Она тоже еще учится, хоть и заочно. Но работа у нее в Питере, в одном из агентств недвижимости.

С малышами Викой, Олей и Димой — то бабушка, то мама, то сестры Таня с Юлей. Юле только двенадцать, а она уже как мама для детишек. Все знает, все умеет. Кроме житейских, про обычные уроки тоже не забывает.

Так же и по хозяйству: графика нет, но без дела никто не сидит. Кручу-верчу, вырасти хочу — каждый в меру сил продвигает семейный подряд. И самые маленькие готовятся уже. Оля пока отрабатывает навык дойки на собаке. Далматинка Агата — девочка терпеливая. Но так умоляюще смотрит на Викторию.

А чем я не зубр?Телят по осени считают
Официально главный фермер в доме — Оксана. Все оформлено на нее. Земля, взятая в аренду, скот. Получается, здесь, на Новгородчине, сбылась ее детская мечта: она всегда хотела иметь настоящее крестьянское хозяйство. Риелторство — это так, необходимость. Пока еще Ларионовы не получают ни молока, ни мяса. Рассчитывают на прибыли ближе к осени. А сейчас молоднячок подрастает. В том числе несколько бычков и телочек абердино-ангусской породы. Порода — известная, мясная. Этим особо ценится. Вид имеет невозмутимый и лохматый. Одно с другим очень даже связано, когда мороз. Этим ребятам — хоть бы что. А как любят снег!

Да и не только они. Остальное поголовье тоже охоче к зимним прогулкам. Но надо ли все-таки их так тренировать? Не заболели бы.

— Ничего страшного, — уверяет Виктория Алиевна. — Мы и у себя на родине держали лошадей и коров. А здесь разве морозы? Когда я первый раз приехала в Новгород, был декабрь. Плюс 5. Возвращаясь назад, спрашивала у наших, как там. «Подморозило немножко — 32».

А кто проводку?
Впрочем, фермерши планируют строить капитальную ферму. Взамен теперешней, сколоченной на скорую руку. Но для этого нужен капиталец. Нужен выход продукции. Еще и взятое в долг придется возвращать. Кстати, начинающим крестьянам была оказана и безвозмездная помощь — по программе развития малого и среднего предпринимательства.

Люди, понятно, на старания Ларионовых смотрят по-разному. Кто-то, может, и из Выбитей рад был бы уехать, а эти рады, что приехали. Кому-то не по себе, как представит, сколько забот у этой семьи: им есть вообще когда присесть? Вот отчаянные!

А они не унывают. Даже когда поначалу поселились в стареньком, тесненьком домишке («На головах друг у друга жили!») — терпели. Знали, что будет лучше. Что — смогут. За себя и за того парня. Дом строили — не все же чужими руками, на чем-то и сэкономить надо, то есть самим. Кто проводку внутри тянул? «Мы. А что тут такого невозможного?».

— А что тут особенного? — это в администрации Выбитского сельского поселения меня спросили. — Мужчины у нас в дефиците. У нас в конторе — вообще один.

Пока Оля катается на Вике, у Агаты передышкаПоследнее слово. Мужское
«Единственный в конторе» — глава поселения Юрий ИГНАТЬЕВ.

— Нет-нет, — запротестовал Юрий Анатольевич, — не так мало в Выбитях мужиков, не перевелись.

Подумав, уточнил:

— Это если по количеству. А женщины, они, наверное, только качественные характеристики берут во внимание. Вот тут, к сожалению, вопрос. Многие, прямо скажем, леноваты. Что бы ни делать, лишь бы ничего не делать. Да пьют, конечно, как же без этого?

Женским фермерским хозяйством главу, оказывается, не удивишь.

— У нас не один такой пример. Вон в Скирине мать с дочерью овец разводят. И КРС у них есть.

Но у самых крепких хозяйств, сложившихся, со стажем, все-таки присутствует мужское руководящее начало. И вот эти мужики тянут из болота других — не растерявших желания трудиться и жить нормальной жизнью. Дают им работу.

А Ларионовым глава искренне желает успеха.

— Девчонки, конечно, очень упертые. Тут они молодцы. Главное, чтобы этот огонек не потух. И поэтому позволю себе влезть с советом: у нас в районе есть специалисты-сельхозники, есть возможность проконсультироваться, бесплатно даже. Животноводство — дело такое, на серьезную основу ставить надо.

Владимир БОГДАНОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

В Год семьи у супругов Ирины и Антона Казаковых из Валдая родился пятый ребёнок. У старших Глеба, Григория, Егора и Вари появилась младшая сестрёнка Василиса.

Всё в комплексе

В национальный проект «Семья» войдут пять федеральных проектов

17.07.2024 | Общество

Средства, взятые по семейной ипотеке, можно направить на строительство собственного дома.

Где мы – там и дом

Новгородская область вошла в число регионов с расширенными возможностями семейной ипотеки.

17.07.2024 | Общество

Нелли Комальдинова не только заведует консультацией, но и сама проводит приём, имея большой опыт работы в акушерском отделении (в том числе и операционный). Недавно врач удостоена престижной награды «Человек года».

Право на жизнь

С октября минувшего года в Новгородской области реализуется проект «Здравствуй, мама!», направленный на мотивацию рождаемости

17.07.2024 | Общество

Самое главное — не оставлять маленьких детей без присмотра.

Опасная высота

Следователи объяснили родителям, как не допустить падения ребёнка из окна

17.07.2024 | Общество

Соблюдайте базовые правила кибербезопасности: надёжное хранение паролей, защиту данных, защиту от вредоносного ПО, резервное копирование и другие

Двойник от нейросети

Как защититься от дипфейка в Интернете?

17.07.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как распознать деменцию и предотвратить развитие этого неизлечимого заболевания?

Деменция способна полностью разрушить личность человека. И, к сожалению, нет такого лекарства, которое бы её вылечило. Н...

17.07.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА