Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Прячьте спички от идей

Картинки с выставки экологически чистого художника Карл Маркс сидит за пустым прилавком. Орлы вьют гнездо на рубиновой звезде. Березовский торчит из кремлевских часов как кукушка... Картинки — с выставки «Политэкология», которая в эти дни проходит в Старорусском научно-культурном центре Дома-музея

Картинки с выставки экологически чистого художника

Карл Маркс сидит за пустым прилавком. Орлы вьют гнездо на рубиновой звезде. Березовский торчит из кремлевских часов как кукушка... Картинки — с выставки «Политэкология», которая в эти дни проходит в Старорусском научно-культурном центре Дома-музея Ф.М. Достоевского. Цикл работ московского художника Андрея Пашкевича.

«Политика — дело грязное, экология — чистое, и хотелось бы, чтобы политику делали чистыми руками» — так говорил он сам. Посвятив свой талант бурной современности, которую пережил вместе со страной. Хронологически «Политэкология» — от перестройки и почти до сих пор.

О чем подумал бы художник сегодня? Что изобразил бы завтра? Не дано знать: несколько лет назад Андрея Пашкевича не стало. Жизнь продолжается в картинах. Стараниями вдовы — гражданки Бельгии Грет ван Хаелст.

Они познакомились в 1990 году. Грет, переводчица-иностранка, вызвала рабочих вставить новую дверь. Пришли два интеллигента, одним из них был кинооператор Андрей, зарабатывавший на жизнь ремонтом. Случайность, романтика — что угодно. И 22 счастливых года, которые они были вместе.

В разное время работы Пашкевича экспонировались (и продолжают экспонироваться) не только в России, но и за рубежом. Они есть во многих частных собраниях. У Гельмута Коля. А имя Джорджа Буша-старшего вам о чем-нибудь говорит? Так что и сам Андрей Пашкевич — это имя.22kanal

Какими ветрами занесло его выставку в Старую Руссу? Все просто: Грет ван Хаелст ранее здесь бывала. И знакома с директором Дома-музея Ф.М. Достоевского Натальей Костиной. Так и вышло, что первое на новгородской земле знакомство с творчеством Пашкевича состоялось не в областном центре. Для Новгородского музея-заповедника выставка — все равно в зачет, поскольку старорусский музей — его филиал. Но новгородская публика может увидеть экспозицию, только съездив в Старую Руссу. Жаль, ведь цикл «Политэкология» мог быть ей интересен.

До 1988 года Андрей Пашкевич был известен как талантливый кинооператор. Сын художника, но, в общем-то, не художник. И вдруг взял себе персональное направление, стал рисовать картину за картиной.

В 1988-м Илья Глазунов нарисовал свою знаменитую «Вечную Россию». И в 1988 году, 30 января, умер художник Петр Белов. А 22 апреля к нему пришла слава. В Доме актёра в Москве прошла выставка картин Белова. После выставки такие его полотна, как «Мейерхольд», «Беломорканал», «Грачи прилетели, или Апрельский пленум», «Пастернак», получили широкую известность. Они перепечатывались в различных советских изданиях, ими иллюстрировали публицистику, труды по истории СССР.

Это лишь совпадение. Как рассказывал о себе сам Пашкевич, для него толчком стал неприятный случай на Рублевке, когда он не уступил дорогу машине с мигалкой. И он стал думать, что страна едет куда-то не туда.

А вспомнилось сейчас о Глазунове и Белове, потому что у Ильи Сергеевича есть целый ряд картин, выдержанных в стилистике «Вечной России», — «Великий эксперимент», «Рынок нашей демократии»... Манеру письма Петра Алексеевича некоторые коллеги определяли как «плакатная живопись». Есть и те, и другие мотивы и у Пашкевича.22lreml

Критика иногда относит такое творчество к «полит-арту». Как водится, все зависит от того, кто критикует. Если, ниспровергая Глазунова, одновременно превозносят автора Иисуса Христа с бутылкой coca-cola (с нашумевшей в свое время выставки «Осторожно: религия»), объявляя его представителем актуального искусства, — что это, как не вкусовщина, групповщина и политиканство?

Но «Кто против Глазунова, тот и против России. И наоборот». Эти часто цитируемые слова приписывают писателю Валентину Распутину.

А вот «политэколог» Пашкевич — не повод для непримиримых споров. Его щадят, не обзывают «плакатом». Он будто не вписывается в вечную российскую «двухпартийность» — западники и почвенники. Кто он, либерал или патриот?

У него нет глазуновского масштаба. Он ничего не рисовал размером три на шесть метров. С невероятным количеством образов и символов. Но это не значит, что Пашкевич прост. Вот «Конкуренты». Горбачев и Ельцин — спина к спине. Увлеченно и старательно расписывают матрешек. Каждый — с изображением своего политического оппонента. Пашкевич нарисовал это до событий в Беловежской пуще, когда из СССР посыпались «матрешки» самого разного размера. Похоже, что дар предвидения был ему не чужд.22sng

Кто-то смотрит «Политэкологию» и видит «художника, переосмыслившего тяжелое историческое наследие, доставшееся России от советского времени». Ну да, вот она — «Яма». Толпа у собора Василия Блаженного, вот-вот ее поглотит бездна, которая разверзлась на Красной площади. По линиям разлома брусчатки — два профиля. Сталина и Брежнева. А теперь посмотрим на само «Тяжелое наследство» — работа так и называется. И это явно о другом — о том, что осталось от «доставшегося». Моложавый Владимир Владимирович в кабинете Бориса Николаевича. На полу — штабель пустых бутылок. На этикетках — портреты. Гайдар, Немцов... Ныне здравствующие там тоже имеются. Зато на рабочем столе — уже кефир.
Пашкевич восхищал такого экстравагантного политика, как Валерия Новодворская. Одновременно его творчество могли обсуждать в консервативной православной среде. Художник не стремился, что называется, всем угодить. И, тем не менее, понятен и принимаем людьми, сильно отличающимися по мировоззрению. Напомним, речь идет не о нейтральных пейзажах, а о портрете эпохи. Когда у рамки очень острые края.

Пашкевич никого не «гвоздит». Его ирония окрашена в мягкие тона. Он — эколог, хочет соблюсти некий хрупкий баланс. Пожалуй, в этом — актуальность его картин.

Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Горбачев, Ельцин... Ушло. Так ли далеко? Нам сделали прививку от революций? Мы стали убежденными эволюционерами?

РЕКЛАМА

Еще статьи

Выход из зимы. Демографической

Выход из зимы. Демографической

В Новгородской области впервые за 10 лет перестала снижаться рождаемость

03.12.2025 | Общество

Фольклор и ивент

Фольклор и ивент

В своей работе самозанятая новгородка сочетает традиции и современность

03.12.2025 | Общество

«Память нашего поколения»

«Память нашего поколения»

Более тысячи школьников из Великого Новгорода стали участниками исторического квиза, посвящённого 80-летию Победы

03.12.2025 | Общество

Последняя книга

Последняя книга

Издан сборник стихотворений и воспоминаний о военном детстве новгородки Аллы Веселитской

03.12.2025 | Общество

Как узнать свой ВИЧ-статус?

Как узнать свой ВИЧ-статус?

В рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом, который отмечается 1 декабря, специалисты призывают жителей региона пройти тестирование, чтобы обезопасить себя и своих близких

03.12.2025 | Общество

Хит для охотника и поисковика

Хит для охотника и поисковика

На новгородской швейной фабрике разрабатывают куртку, которая будет согревать с помощью пауэрбанка

26.11.2025 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА