На базе Реабилитационного центра «Юрьево» создаётся служба помощи семьям, воспитывающим детей-аутистов
Пожалуй, из всех особых детей дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) — самые особые. С одной стороны, благодаря фильмам «Форрест Гамп», «Человек дождя», их сопровождает шлейф некоторой таинственной романтизации, а с другой — из-за странности поведения не понимает и не принимает общество.
Дети с нарушениями аутистического спектра — очень разные. Но все они категорически не «встраиваются» в типовые условия детских садов и школ. Чаще всего их переводят на домашнее обучение, и они оказываются, по словам специалистов, в плену «вторичной аутизации». Когда отличия ребенка становятся заметны окружающим, семья, чтобы скрыть их и не испытывать отрицательных эмоций, закрывается ещё больше.
Необходимость в создании учреждений, где таких детей и их родителей ждали бы, занимались бы с ними, помогали и поддерживали, давно назрела по всей стране. Но проблема в том, что пока даже не определены стандарты и принципы их организации. В ряде регионов создаются собственные проекты реабилитации детей с РАС. В нашей области на базе отделения «Юрьево» — Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья — при участии кафедры специального (дефектологического) образования НовГУ создана служба комплексной психолого-педагогической и социально-методической помощи семьям, воспитывающим детей с РАС.
— Одним из ведущих принципов реализации данного проекта стал принцип «природосообразности». Недаром великие психиатры и дефектологи старались работать с детьми не в городах, а там, где рядом горы, лес, море, — говорит научный руководитель проекта Лада АЛЕКСАНДРОВА. — В Юрьеве, где расположено стационарное отделение центра, главным средством коррекции будет природа. Река, белая стена монастыря, светлый лес помогут ребенку успокоиться, настроиться на занятия, а у взрослого — создадут ощущение участия в несуетной, настоящей жизни.
Стационарное отделение в Юрьеве — современный, прекрасно обустроенный корпус. Дети могут быть проконсультированы детским неврологом, психиатром, педиатром, по показаниям получить физиопроцедуры, массаж. В сенсорной комнате организуется лечебное взаимодействие с педагогом-психологом. Оборудуется специальный логопедический кабинет, адаптированный под особенности поведения аутичного ребенка.
Эти особенности могут навести на ложную мысль о том, что такой ребенок всегда хочет быть один и не нуждается в партнерах по общению. Это не так. Как и любой другой, он испытывает потребность в социальных связях, но не способен овладеть способами устанавливать и поддерживать их.
— Ему необходим специально подготовленный «другой». Тот, кто станет его ушами, глазами, руками. Именно такая подготовка у ребят из волонтерской организации «Зонт для «детей дождя». Это студенты и магистранты, получающие профессиональную подготовку в области специального (дефектологического) образования. Помимо этого, организаторы рассчитывают, что в рамках службы должен появиться и родительский клуб. К сотрудничеству планируется привлекать родителей, имеющих опыт в воспитании ребёнка с РАС, — рассказывает Лада Александрова.
Официального открытия новой службы ещё не было. Но уже на первые консультации в центр пришло более 15 семей. У проекта есть добрые ожидания и надежды. Прежде всего, они связаны с тем, что будет повышено качество жизни семей, воспитывающих детей с РАС, а также изменится общественное отношение к аутичным людям и их родным.
Фото Владимира БОГДАНОВА