Будет ли село живо, если к нему ни проехать ни пройти
Каждый год — одно и то же: тает снег, и вместе с ним рассасываются, словно их и не было, заплаты на асфальте. К слову, по информации департамента транспорта и дорожного хозяйства, за качество капитального ремонта дорожного полотна подрядчики отвечают в течение пяти лет, а за ямочный — только год.
Это норматив. В реальности редко у нас асфальт дотягивает до конца гарантийного срока. И за примерами далеко ходить не надо. Прошлым летом в Великом Новгороде заделывали большие ямы, например, у гостиницы «Волхов». Сейчас на этих местах эти же выбоины проявились с новой силой, то есть стали глубже и шире. А ведь года не прошло!
Но в России тема дорог — неисчерпаемая. На днях пришло в редакцию письмо от жителей деревень Жадово и Подберезье Любытинского района, в котором они описывают «прелести» поездок по грунтовке и переправы через речку: «Дорога, чтобы попасть в наши села, — в жутком состоянии. А именно — от трассы Неболчи — Бокситогорск до Подберезья. В хорошую погоду это — сплошные рытвины, глубина которых от 80 см. В дождь машины словно в бассейне находятся. Грейдера мы не видели уже давно. Да и не поможет он теперь...
Вторая наша беда — мост через реку к деревне Жадово. Мы неоднократно обращались в поселковую администрацию с просьбой привести его в порядок, пока в прошлом августе машина не провалилась в дыру. Только тогда чиновники спохватились: привезли бревна и доски, чтобы заменить покрытие. Но все работы выполнили сами жители, которым и по сей день не заплатили за это. Мы обращались в администрацию Неболчского поселения, в состав которого входят наши деревни, и получили отписку».
В администрации поселения, куда мы тут же обратились, не стали отрицать проблему с дорогами. Сообщили, что в этих селах сейчас постоянного населения — около 10 человек (в основном — пенсионеры), летом еще дачники прибавляются. Но транспорт должен и туда добираться.
— Грунтовка, о которой люди написали вам, идет по лесу. Проблема в том, что официально она ничейная — никто за нее не отвечает, — объясняет ситуацию глава Неболчского поселения Павел ЕРМИЛОВ. — Однако ближе к лету, когда подсохнет, произведем подсыпку: песчано-гравийная смесь уже завезена. Есть еще одна дорога к этим населенным пунктам, которой сейчас не пользуются из-за давно обвалившегося моста через реку, но состояние которой в целом вполне приличное, и потому эксплуатация ее была бы предпочтительнее. Думаем, как заново поставить опоры моста и настелить верх. Но это дело непростое и дорогостоящее.
Что же касается отремонтированной силами селян переправы в 11 м в Жадове (по другому пути в деревню не попасть), как сказали в администрации поселения, изначально речи об оплате за работу жителям не шло, никаких договоров не заключали. Строительные материалы безвозмездно предоставили фирмы района, жители согласились отремонтировать настил своими силами. Что и было сделано.
Добавим, по информации департамента транспорта и дорожного хозяйства, в 2015 году за счет средств регионального Дорожного фонда были завершены работы на участках дороги Спасская Полисть — Малая Вишера — Любытино — Боровичи и Окуловка — Любытино. В планах 2016 года: приступить к ремонту участков пути Любытино — Неболчи — Бокситогорск и Любытино — Хвойная.
Фото из архива "НВ"