Жильцам многоэтажек в Великом Новгороде прописана оздоровительная ходьба по лестнице
В происходящем сейчас с лифтами есть что-то от массового прозрения. Недавнее ЧП в Москве, когда упавший лифт стоил жизни матери и ребенку, стало поводом для проверок по всей стране. Ездили-ездили, как вдруг — стоп! Подниматься по лестнице в 9—12-этажном доме крайне неудобно. Мы уже видели возмущенных новгородцев в местных новостных сюжетах.
Дайте срок
В жилых домах областного центра насчитывается более 1100 лифтов. Более 40% из них отработали эксплуатационный срок — 25 лет. Каждому такому лифту нужна диагностика, чем занимаются лицензированные организации. Если срок продлевается, надо делать экспертизу каждые три года. Кроме того, ежегодно необходима текущая техническая проверка.
Теперь видим, что не все управляющие организации и не всегда вовремя это соблюдают. Заметим, довольно распространенным нарушением является также отсутствие обязательной страховки опасного объекта, каковым считается лифт. Отсюда — десятки представлений с требованиями в месячный срок устранить выявленные нарушения. Например, прокуратурой приостановлена эксплуатация 18 лифтов. Контролирующие органы уверяют, что с их стороны проверки — дело постоянное.
— Они и в минувшем году проводились, — говорит заместитель прокурора Великого Новгорода Татьяна ДУБРОВИНА. — Были исковые заявления и судебные решения, обязывающие устранить выявленные нарушения, вносились представления в адрес управляющих компаний.
В штатном режиме контроль за соблюдением требований безопасности при эксплуатации лифтов — прерогатива Ростехнадзора. На основании плана проверок, утвержденного опять-таки прокуратурой. Если этого было достаточно, кто б сейчас жал на профилактический тормоз?
Накладка вышла
Удивительную вещь рассказали «НВ» в управлении Ростехнадзора по Новгородской области: в прошлом году инспектор не смог провести плановую проверку по дому на Чудовской, 4-а, в связи с тем, что ТСЖ заключило новый договор обслуживания — с ООО «Сити-групп».
Правда, для жильцов прогулки по этажам оказались недолгими. И уже главный инженер ООО «Радуга» (куда входит «Сити-групп») Владислав КОНОВАЛОВ говорит нам, что вроде как напрасно «трепали» доброе имя фирмы. Оказывается, прокурорская проверка совпала с началом экспертизы. На данный момент эксплуатация лифтов благополучно продлена.
Наши поздравления. Но ведь все подъемные устройства в работе здесь с 1986 года. Значит, полное техобследование требовалось еще в 2011-м!
Всякие бывают казусы. В одном доме управленцы не смогли предоставить документов на лифт, установленный на замену несколько лет назад. Актов ввода нет: потеряла организация, обеспечивавшая этот ввод. Хорошо, в архиве предыдущей УК, обслуживающей дом, удалось найти.
Глаз да глаз
Экспертиза — только полдела. Надо же произвести профилактические работы. И опять дефицит исполнительности.
— По дому на Кочетова, 33/17, было полтора десятка судебных заседаний, — говорит государственный инспектор отдела промышленной безопасности областного управления Ростехнадзора Александр БУДКОВ. — В конце концов, обслуживающая дом управляющая компания № 1 произвела работы, которые требовалось. В аккурат к окончанию тяжбы.
Спрашивается, к чему словопрения? Требования серьезные: установить устройство спадания канатов с канатоведущего шкива лебедки; оборудовать лифт устройством, предотвращающим перегрузку кабины... Но жильцам хотелось, чтобы расходы взяла на себя горадминистрация. Дело не выгорело, зато канитель получилась изрядная.
К слову, именно позиция жильцов дома зачастую препятствует необходимым ремонтам. Те, кто живет на нижних этажах, считают, что не обязаны оплачивать поездки остальных.
Цена вопроса
Как всегда, все упирается в деньги. Новый лифт стоит минимум полтора миллиона рублей. Это если, так сказать, в «экономклассе». Хотите ездить в «СВ»? Стоимость проекта, демонтаж-монтаж. В общей сложности дешевле двух миллионов вряд ли обойдется.
В некоторых домах — ровесниках своих лифтов дальновидные жильцы, обращаясь в суд с исками к администрации по поводу хронического недоремонта жилфонда накануне его приватизации, включили в свои требования лифты. За муниципалитетом еще остаются пять неисполненных судебных решений. Финансирование на их выполнение предполагается из бюджета 2018 года. Возможно, список не окончательный.
— Иски продолжают поступать, — отмечает начальник отдела жилищного хозяйства администрации Великого Новгорода Оксана ТУЖИЛИНА.
До сих пор наибольший вклад в модернизацию был внесен в 2009—2014 годах. Из средств федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ было заменено 36 лифтов. С октября 2014 года у нас есть региональный оператор. Фонд стал ближе, а деньги — дальше. Что платят собственники в счет капремонтов, то и есть.
Руководитель Регионального фонда капитального ремонта Александр УТКИН на вопрос об ожидаемых темпах модернизации отвечает просто:
— Никаких темпов нет! Это надо было делать еще 20 лет назад. В 2015—2016 годах замена не производилась. В плане на 2017 год у нас — семь лифтов.
Фото из архива «НВ»














