Предприниматель из Неболчей ремонтирует дорогу, чтобы доставить по ней свой товар
Раз в неделю, в четверг утром, несколько старушек переходят деревянный мосточек через речку Мда, чтобы выйти на проезжую дорогу. К назначенному часу подъедет автолавка. Для Кременичей, где всего-то 11 постоянных жителей, прибытие магазина на колёсах — это не только возможность купить хлеб, масло, колбасу, что-нибудь сладенькое и прочее съестное. Это маленькая радость, общение, связь с внешним миром.
Летом, как и во многих других малочисленных деревнях, разбросанных по области, население здесь прибавляется за счёт внуков, детей и дачников. А вот зимой и в межсезонную распутицу, особенно — весной, когда Мда выходит из берегов и подтапливает проходящую рядом с ней грунтовую трассу, деревенские чувствуют себя отрезанными от Большой земли. Доберётся ли до них «Газель» с продуктами? И машина несмотря на капризы природы добирается.
Одним из последних препятствий на пути к Кременичам стали огромные промоины. В том, что на сельской дороге образовались ямы, нет ничего удивительного. Удивительно то, что заделать их решил хозяин и по совместительству водитель той самой автолавки — Вячеслав ГРИГОРКИН. В самых злосчастных местах положил брёвна, доски, так и прокладывал себе торговый путь.
Узнав о том, какие дополнительные усилия приложил предприниматель, пенсионеры из любытинской деревушки поблагодарили его через местную газету: «Другой бы развернулся и уехал, а он нет».
Вообще, Григоркин прорывается к своим покупателям по разбитым и размытым дорогам почти каждый день. Между тем его конкуренты ждут, когда станет сухо. За четыре дня в неделю он объезжает около полусотни деревенек в районе. В топе самых труднодоступных — Теребутенец, та самая деревня, которая приобрела небольшую известность благодаря проходившим в ней съёмкам фильма «О чём шумит русский лес». Дороги туда не было и нет. Есть направление из глиняных гребней, и с ними после дождей Григоркину одному не справиться.
— Заехать можно, а выбраться уже не получится. Здесь я мучаюсь сильно. Хорошо, что из Теребутенца на помощь выезжает трактор. Он-то и вытаскивает автолавку, — рассказывает Вячеслав. — Чтобы привести дорогу в порядок, расходов потребуется-то не так много. Максимум — два дня работы техникой, чтобы убрать колеи. Однако обещают это сделать не первый год.
Рентабелен ли сельский бизнес? Вячеслав Викторович грустно улыбнётся: весной вся прибыль у него ушла на ремонт и покупку автозапчастей. За месяц три раза коробку передач перебирал.
— В деревнях тоже живут люди, и кушать они хотят и зимой, и летом. Неправильно бросать их на произвол судьбы, — ответит он мне на вопрос: «И смысл в таком бизнесе?».
Конечно, можно объяснить, что дорогу для двух десятков человек строить нецелесообразно, затратно, но вряд ли по отношению к ним это будет справедливо.
Любытинский район
Фото из открытых источников