Новгородские лодочники успешно сдали тест на испуг
Третий месяц владельцы моторок, имеющие базу возле «Интуриста», строят догадки о том, придётся ли им покидать обжитое место.
Написаны и отосланы куда надо письма, идет сбор протестных подписей в Интернете. Народ настроен решительно. Их там, на станции, — триста человек вообще-то. Не спартанцы, но просто так не сдадутся.
— Жилеты у нас есть, — заявил корреспонденту «НВ» председатель правления общественной организации владельцев маломерных судов «Водник» Игорь БЕЛОВ. — Не желтые, но, я думаю, и спасательные сгодятся.
В чем дело? И кто среди холодов подогрел волховскую воду?
Стой там, иди сюда
Началось по осени, когда «Водник» получил предписание о сносе забора, мешающего свободному доступу граждан к воде. Правление не удивилось. По словам Белова, не впервой читать такое. Всякое бывало: например, полиция требовала поставить забор, а пожарные — убрать. Но в этот раз обнаружился дополнительный подтекст, не ведомственный.
— Составили мы ответ, и пошел я в мэрию — в комитет по управлению муниципальным имуществом, — вспоминает Игорь Владимирович. — Там как раз производился расчет арендной платы. Я полюбопытствовал: а нам когда? И услышал, что нам ничего не будет, потому что нас самих там больше быть не должно.
Лодочники заволновались. В ноябре в «Водник» пришли представители мэрии.
— Нам подтвердили, что аренда не будет продлеваться, потому что занимаемая нами территория входит в запланированную на переустройство при реконструкции набережной, — рассказывает Виктор ПОПОВ. — Строго говоря, реконструкция заканчивается перед «Интуристом», не затрагивая лодочной станции. Если у властей есть планы по дальнейшему освоению прибрежной зоны и мы туда никоим образом не вписываемся, то следовало бы предложить цивилизованное решение.
Надо сказать, предложения на том собрании были. Как поняли лодочники, их хотят послать в Колмово. А то и подальше. Хотя озвучивался и довольно привлекательный вариант — вблизи Перынского скита.
— Но это — бесполезный разговор, — полагает Попов, — ведь там — охранная зона памятника культурного наследия.
Будучи архитектором-реставратором, он сам участвовал в разработке проекта охраны.
Сели, посчитали
На то, чтобы просто взять и уйти неизвестно куда, «Водник» не согласится. Это двойной ущерб, по сути. Выброшенные деньги — те, что потрачены на старую базу (чистка акватории, ремонт и замена деревянных помостов-бонов, кабинок и т.д.). Плюс — неподъемные затраты на обустройство новой станции.
У Игоря Белова — не один козырный аргумент.
— Заметьте, мы не только сами содержали территорию лодочной станции, но и платили городу приличную аренду. Более 200 тысяч рублей в год. Чиновники сетуют, что бюджет тощий, но у нас денег больше не берут. Парадокс. Я понимаю, что наши кабинки, а среди них много старых, — не украшение. Но даже если переломать их все и выбросить, за нами останется гавань. У нас — договор с Невско-Ладожским водным бассейном, заканчивающийся аж в 2035 году!
Потом, кроме набережной, которой не соответствует станция в ее теперешнем виде, существует другой контекст. Пропаганда трезвого образа жизни, отдых трудящихся на воде. И нечего тут улыбаться: читайте устав «Водника» — там всё сказано. В общем, кому охота переселить станцию, пусть предоставляет компенсацию — новое подготовленное место (подъездные пути, гавань, все дела). Но кому именно охота?
Вам послышалось!
Что характерно, на руках у правления общественной организации — ни одного документа из мэрии, в котором четко было бы сказано, что станции возле «Интуриста» в ближайшей перспективе не станет. Все прения и объяснения, имевшие место до сих пор, происходили исключительно в устной форме.
Председатель правления «Водника» уверяет, что ему лично было заявлено: «У вас ноль надежды!». Кем заявлено? Знаю, но не скажу! Не записывал под диктофон. Они же отрекутся. Потому что буквально в последнее время тон разговоров изменился. Мы вам в чем-то отказывали? Да вы что?! Вы, видимо, неправильно поняли.
Что ж, местная политика бывает переменчива. Как уровень воды в Волхове.
— Такое впечатление, что нас попытались взять на испуг, — говорит Виктор Попов. — В результате это только сплотило людей. Надо бы сказать: всё хорошо, что хорошо кончается. Но ещё не кончилось — нет решения однозначного, согласованного и подписанного. Кроме того, как говорится, осадок остался. Почему сразу не решать такие вопросы открыто, уважительно и по существу?
P. S. Как стало известно «НВ», в мэрии всё же склоняются к тому, чтобы вписать лодочную станцию в общую концепцию благоустройства берега Волхова. Иными словами, окультурить и модернизировать её. И в скором времени ожидается ещё одна встреча чиновников с лодочниками,
Сергей БУСУРИН, мэр Великого Новгорода:
— Сразу скажу, для меня это вопрос новый, который возник случайно при рассмотрении перспективного плана развития города. Поэтому пришлось вникнуть в проблему. План развития прибрежной территории не ограничивается только теми работами, которые предусмотрены проектом реконструкции Софийской набережной и обустройством сквера Водников на участке от моста Александра Невского до гостиницы «Интурист». То есть освоение и окультуривание будут продолжены дальше. Напомню хотя бы о строительстве научно-технической школы. Левобережье ждут большие перемены, внешний облик территории предстанет совершенно другим. Фактически можно говорить о расширении или смещении центра города. Его очертания уже начинают проявляться. Буквально на днях мы подписали соглашение с инвестором, в планах которого — превратить здания бывшего завода «Богемия» в гостиницы и рестораны. Появился собственник у бывшего военного госпиталя. Безусловно, лодочная станция не может оставаться такой, как сейчас. Это был бы абсолютный диссонанс. Следовательно, нужно определиться: либо переместить станцию в другое место, либо преобразить её так, чтобы она ничуть не выбивалась из общего ряда. Можно же сделать это цивилизованно, обустроив причал, убрав все эти заборы и бытовки и оставив сами лодки. Такой сдержанный пейзаж вполне могли бы украсить пришвартованные там же соймы. А новгородцы и гости города пользовались бы свободным проходом вдоль берега.
Думаю, что и владельцы моторных лодок как новгородцы в глубине души будут искренне рады, если значительная часть городской территории — ныне непричёсанная, кое-где неприглядная — заиграет совершенно другими красками. Поэтому просьба не создавать проблему на ровном месте. Перемещение или преобразование лодочной станции — не задача 2019 года. Специалисты в области архитектуры и градостроительства предложат своё видение, и вот эту чёткую картинку можно и нужно будет обсуждать.