В Новгородском районе в очереди за бесплатными земельными участками стоят около трёх тысяч льготников
Сельские жители, ранее не получавшие от государства землю в собственность или в аренду на безвозмездной основе, наделены таким правом в соответствии с областным законом «О порядке предоставления земельных участков».
Идея хорошая — как форма социальной поддержки и закрепления населения на селе. Но иногда и право есть, а реализовать его непросто. Особенно там, где свободных земель негусто. Да и порядок их распределения изначально был не вполне продуман.
Совершенно естественно, что в пригородном Новгородском районе, привлекательном для желающих иметь «домик в деревне» или же выгодно распорядиться «дармовыми» сотками, очередь быстро пошла в рост.
— У нас довольно много жителей, ранее не получавших участки бесплатно, — говорит заместитель главы администрации Новгородского района, председатель комитета по земельным ресурсам, землеустройству и градостроительной деятельности Екатерина ШОШИНА. — А у них — дети в городе. Узнав об изменениях в законе, они тут же вернулись на село. Как правило, не по факту жизни и работы, а по прописке. И ладно бы, если только так. Те, у кого нет родни в деревне, стали прописываться у знакомых и тоже побежали подавать заявления.
— Не встречая никаких препятствий для «возвращения» к земле?
— Мы же не проводили расследования, насколько тот или иной заявитель является сельским человеком и нуждается в земле, чтобы заниматься если не фермерством, то хотя бы личным подсобным хозяйством. У нас для этого — ни прав, ни возможностей. Это привело к тому, что в течение года очередь достигла двух тысяч человек.
— Напрашивается-таки расследование. Ведь «понабежавшие» создают проблему «жившим», затрудняя им получение участков, а то и лишая их такой возможности. Закон же предусматривает выделение земли в пределах тех населённых пунктов, где зарегистрированы заявители.
— За одним исключением. Таким категориям жителей, как многодетные семьи и семьи, имеющие детей-инвалидов, земля может быть предоставлена и в других поселениях. С согласия самих граждан, конечно же. Но в этой отдельной очереди на данный момент — лишь 10 семей. В то время как всего мы имеем 2755 заявлений от сельских жителей. И у человека, который с рождения живёт на селе, нет никакого преимущества перед тем, кто прописался на следующий день после принятия закона со льготой.
— А сколько участков уже предоставлено?
— Около двух с половиной тысяч. Меньше, чем надо предоставить ещё.
— Заявления продолжают поступать?
— Да, но уже не так массово, как вначале. Активность снизилась не сама по себе, а после того как в закон были внесены определённые корректировки. Например, ценз оседлости: теперь, чтобы воспользоваться правом на получение бесплатного участка, надо прожить на селе не менее пяти лет.
— «Оптимизация» очереди не предвидится?
— Человек выбывает из очереди лишь в двух случаях — либо ему предоставят участок, либо он сам от него откажется.
— И всё-таки реально в рамках действующего закона удовлетворить запрос на бесплатные сотки или нет?
— В условиях нашего района — нет. К тому времени, когда закон вступил в силу, большие массивы, ранее являвшиеся землями сельскохозяйственного назначения, уже находились в частных руках. В основном это бывшие колхозные или совхозные земли, распределённые по паям, а затем перепроданные. Наиболее предприимчивые новые владельцы постарались перевести их в земли поселений, чтобы впоследствии с выгодой для себя продать под ИЖС. Какой теперь может быть выход из положения? Нужно отказаться от привязки предоставляемых участков к прописке. Можно предложить только то, что принадлежит государству. На территории тех поселений, где ещё есть свободные пятна. Возможно, даже в других муниципальных районах. Предварительно мы уже зондировали почву. Понятно, что это несколько дальше от Великого Новгорода. Но не настолько далеко, чтобы при нашей современной мобильности не вызвать интереса у желающих жить на природе, а может быть, и иметь на земле свой семейный бизнес. Всё зависит от человека, чего он на самом деле хочет: жить от земли или получить от неё лишь разовую краткосрочную прибыль? Другое дело, что, кроме живописных окрестностей, человеку нужны элементарные удобства — нормальный подъезд, доступность подключения к энергоснабжению. Существует целый комплекс вопросов, которые одним лишь упорядочением распределения земли не решаются. На инфраструктуру нужны деньги. В поселениях их нет.
— А если бы и были... Скажите, насколько это полезно и выгодно самим поселениям и району, чтобы люди только селились в деревне, ища заработка всё равно в городе?
— Налоги — земельный и имущественный — пойдут в местные бюджеты. Да, это не такие отчисления, как от подоходного налога. Но ведь не только этим надо мерить. Наш район — один из немногих, имеющих прирост населения. Вместе с людьми появляются возможности для территориального развития. Больше молодых семей — больше активности. Возникает запрос на самоорганизацию — общественное самоуправление, институт старост. Люди сами реально что-то меняют в своей жизни к лучшему. Например, в Трубичинском поселении жители двух деревень объединились, образовали ТОС, у них теперь есть место для игр детей, место для проведения культурных мероприятий. Добились, чтобы компания, чья большегрузная техника сновала мимо их домов, построила себе объездную дорогу.
— Замечательно. Но ведь есть и такие места, где земля дана и пустует.
— Поэтому очень важно, чтобы она в первую очередь доставалась тем, кто хочет и может что-то делать. Даже если люди планируют только строительство дома. Они смогут улучшить жилищные условия, у них возникнут новые планы на жизнь, на свою семью. А там, где они поселились, будет обжитое, окультуренное место.