В Валдае появился музей музыкальной ретротехники
Дом 1 «А» по улице Суворова жители Валдая знают. Да и гости — тоже. Не заметить его невозможно. Заняв видное место у дороги на городской пляж, он привлекает внимание своей яркой внешностью: насыщенно зелёный, с фиолетовыми декоративными рёбрами, сплошь увешанный скворечниками, музыкальными инструментами, сувенирными тарелочками, масками.
Внутренняя отделка здания поражает не меньше. Правда, интерьер всё же чуть строже — отделка из массивного дерева, много антиквариата, неожиданные соседства: рядом с бюстом вождя пролетариата — явно не пролетарского вида изысканный телефонный аппарат, фотографии вековой и более давности, развешенные по стенам, над камином причудливый вензель с буквой «А», в честь адреса, и не только... А в центре гостиной — современная музыкальная установка.
Жизнь в интерьере трёх поколений
Шесть лет назад коренной житель Валдая Анатолий ЛЮКШИН, предприниматель и меценат, создал на улице Суворова, 1 «А», творческую гостиную. До этого поднял дом из руин, придал ему исторический вид. Теперь в интерьере дома — предметы из жизни трех поколений семьи, можно сказать, родовой музей, где каждая вещь с особой судьбой.
Сейчас здесь собираются единомышленники — любители музыки. Вход в музыкальную гостиную открыт для всех, но остаются в ней немногие. Как объясняет хозяин, человек сам решает — по душе ему атмосфера или нет. Уж что-что, а атмосферу в доме ценят. Потому что вместе слушают музыку, а такую тонкую материю может разрушить даже одна фальшивая нота.
Любовь к музыке вошла в жизнь Анатолия Люкшина ещё в юности и с тех пор никогда её не покидала.
А в конце сентября на Суворова, 1 «А», в Валдае открылся музей музыкальной ретротехники «Моно-Стерео». Уникальная коллекция принадлежит Анатолию Андреевичу.
Школьная любовь
Серьёзно коллекционированием ретротехники Анатолий Люкшин увлекся около пяти лет назад — сейчас в его личном музее около сотни предметов: проигрыватели для виниловых пластинок и кассет, бобинные магнитофоны, радиоприёмники, кинопроекторы. Что-то отечественного производства, что-то приехало из-за границы, что-то и вовсе добиралось из-за океана. Самая возрастная техника была выпущена ещё в 1950-е годы.
Стеллажи по стенам помещения сплошь заполнены раритетами. Отдельным массивом расположилась установка для записи гибких пластинок. «Помните, даже в Новгороде стоял у вокзала киоск, где горожане могли записать на кассету или «ребро» нужную композицию?», — улыбается Анатолий Андреевич. Но я, к сожалению, ничего такого не помню.
— Я со школьных лет любил магнитофоны, проигрыватели, дружил с теми, кто занимается музыкой. В 1980-е годы создавал первую дискотеку в Валдае. С тех времён и началась тяга к серьёзной аппаратуре. Сначала закупал технику, чтобы слушать музыку, потом незаметно для себя стал собирать. Процесс шёл постепенно. Позже что-то отремонтировал, что-то докупил, были и подарки друзей — так собралась коллекция, — рассказывает меломан.
О приятелях Люкшина можно было бы рассказывать отдельно и долго. Среди своих знакомств Анатолий Андреевич упоминает практически всю тусовку ленинградского рок-клуба: участников «Аквариума», «ДДТ», «Алисы». Общение с кем-то постепенно сошло на нет, с кем-то переросло в настоящую дружбу.
К примеру, «Митьки» (группа художников из Санкт-Петербурга, объединяющая около двух десятков человек и названная по имени одного из них — Дмитрия Шагина. — Прим. ред.) теперь стали частыми гостями музыкальной гостиной в Валдае. Вот и на открытии музея «Моно-Стерео», благодаря им, не только пели и слушали, но и рисовали.
Рецепт удовольствия
Как всякий коллекционер, о своём детище Анатолий Люкшин рассказывает с теплотой, технику поглаживает, как живую. За каждым аппаратом видит историю: студийный чехословацкий проигрыватель, особый ламповый усилитель, уникальный магнитофон, собранный вручную в единственном экземпляре.
— Мне дороги все мои экспонаты. Потому я не думаю о стоимости коллекции и степени её уникальности. Может, у кого-то есть и лучше. Но вот, к примеру, этот магнитофон ручной сборки. Я его люблю ещё и за историю. Есть у меня товарищ, который собирает виниловые пластинки исключительно первой прокатки. В его коллекции таких около пяти тысяч. Так вот его друг занимался музыкой, сам собирал серьёзную аппаратуру. Один из таких магнитофонов и подарил мне. Я его включал, шикарно играет, — рассказывает Люкшин.
— А вообще, техника в коллекции работает или стоит для вида?
— Большинство в рабочем состоянии, что-то — нет.
— И починить сейчас реально? Где-то можно найти умельцев и детали?
— Можно, например, в столице. Я там и чиню.
Неудивительно, что сам Анатолий Люкшин музыку слушает исключительно на виниле — цифру категорически не признаёт. Говорит, что она сухая и плоская. В его скромной коллекции около тысячи пластинок любимых исполнителей: Гари Глиттер, которого мы послушали в первую очередь. Затем Pink Floyd, Queen, AC/DC, The Animals, Nazareth. Находится в сердце меломана место и для ABBA, Boney M, Arabesque. Легкая музыка — это, скорее, воспоминания о дискотеках 80-х.
— Ну вот как объяснить разницу звучания цифры и винила? Представьте просто: борщ на куриных кубиках или на свиной косточке? Вот примерно то же самое. Звук с пластинки… Он такой объемный, глубокий, — смеётся Люкшин.
Кстати, к прослушиванию музыки он относится как к отдельному роду занятий. Слушает не более 20–30 минут подряд, иначе наступает перегрузка, музыка становится обыденной. По мнению валдайского меломана, фоном винил звучать не должен.
— Везде, где я нахожусь, есть проигрыватели и магнитофоны. Я без этого не могу прожить. Вернее, как: прожить, конечно, могу, но удовольствия от жизни не получу. Но и слушаю я в основном музыку 1960–1980-х годов. Тогда на сцене пели. Уже потом начали зарабатывать деньги, — говорит Анатолий Люкшин.
Грандиозных планов на будущее музыкальная гостиная не строит, но анонсы спонтанных встреч заблаговременно размещаются в соцсети. Поэтому шансы жителей Валдая и его гостей познакомиться с экспозицией «Моно-Стерео» высоки.