Как ловчие птицы помогут нашей цивилизации
На прошлой неделе в Великом Новгороде в конференц-зале Музея изобразительных искусств прошёл семинар «Экология, этнология и ветеринария хищных птиц. Соколиная охота: исторические корни и современное применение». Его участники говорили не только о многовековых традициях взаимоотношений человека и хищной птицы, но и о том, как навыки пернатых ловчих можно использовать в современной жизни мегаполиса. Президент Союза сокольников Северо-Запада Ирина КУЗНЕЦОВА рассказала «НВ», что такое биорепеллентация и почему соколиную охоту сравнивают с творчеством.
— Ирина Николаевна, охота с помощью ловчих птиц воспринимается как экзотика. Много людей у нас в стране ею серьёзно увлечены?
— В России сокольников — несколько сотен, в то время как в небольшой Австрии их несколько тысяч. Большинство людей привлекает в соколиной охоте зрелищность. Картина, когда то, что мы видим точкой в небе, вдруг попадает нам в руки, даёт положительные эмоции. Но если останавливаться только на этом моменте, то быстро наступает разочарование. Общение с хищной птицей подразумевает множество нюансов, которые остаются за кадром. Она — не самый приятный компаньон для жизни, у неё есть запах, птица метит территорию. Неправильное её содержание приводит к гибели.
— Между тем есть энтузиасты, которые сохраняют традиции этой охоты. И на вашем семинаре было отражено, что она — не только культурный феномен, но ещё и прикладной механизм в решении экологических проблем.
— Если говорить научными словами, природа — это саморегулирующаяся система.
В городской среде, безусловно, тоже существуют отношения между природой и человеком, но они осложнены его хозяйственной деятельностью. Есть места, где нахождение стайных птиц недопустимо.
Когда ваш самолёт взлетает, вам совсем не хочется любоваться на пролетающих внизу скворцов, чаек или ворон, поскольку они могут попасть в двигатель воздушного судна. Или когда вы пьёте кофе в уличном кафе, то не хотите, чтобы воробей съел кусочек вашего пирожного, поскольку не знаете, где он ходил до этого своими ногами. А кроме того, никто не отменял орнитоз — острое инфекционное заболевание, источником заражения которого являются птицы. И единственное, чем можно их отпугнуть, это присутствие хищника. Вот тут на помощь приходят сокольники.
— Это тоже кажется весьма необычным в современных реалиях…
— Ещё в советские годы на военных аэродромах для безопасности применялись ловчие птицы. Но сейчас западные страны в этом отношении более гибкие. В Барселоне, Лондоне, Франкфурте работают штатные орнитологи, в задачи которых входит распугивать птиц. Истреблять их бессмысленно, в хорошие условия вместо улетевших прилетят новые. И к техническим отпугивателям они быстро привыкают.
— Насколько активно эта практика используется у нас?
— В Санкт-Петербурге сокольники обслуживают 4–5 объектов, но это — точечная работа: птицы пока перегоняются из одного места в другое. Для того чтобы действительно управлять их поведением, нужно объединить усилия, в этом деле необходима поддержка городской администрации. На семинаре специалисты как раз и рассматривали вопрос биорепеллентации — метода борьбы с нежелательными птицами с использованием соколов и ястребов — уже в аспекте практиков. Далеко не всё можно делать согласно закону. Надо учитывать и специфику объектов. Кто-то гоняет голубей на элеваторе, кто-то — чаек в порту, кто-то — ворон на территории архитектурных ансамблей. Со стороны кажется, что это — одно и то же. Однако для того чтобы такая работа прошла успешно, сокольник должен держать в голове массу информации, факторов: как светит солнце, дует ветер, в каком настроении птица и прочее. В этом и заключено творчество, скучно точно не будет.