Как с помощью альтернативной коммуникации решить социальную проблему
Представьте такую ситуацию: ребёнок трёх лет играет в песочнице. Его окружают дети, но неожиданно он начинает их дёргать, что-то требовать и плакать. Мамы других малышей, скорее всего, подумают, что причина такого поведения — его невоспитанность. Но может быть и так, что проявление грубости и капризного настроения ребёнка возникает не из-за его неумения контролировать себя, а из-за нарушений коммуникации, развития речи. Возможно, он просто хотел уйти из песочницы и покататься с горки.
Часто с этой проблемой сталкиваются не только дети с расстройством аутистического спектра или другими ментальными особенностями, но и дети с ДЦП. Помочь им и их родителям может использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). Если человеку недоступна звучащая речь, то общаться он может с помощью, например, системы коммуникации путём обмена изображениями РECS. Ребёнок берёт карточки желаемого предмета или действия, подходит к маме и кладёт их ей в руки. Таким образом он выражает свои потребности, жалуется, объясняет.
Альтернативная и дополнительная коммуникация в настоящее время активно распространяется в области — благодаря проекту Новгородской региональной общественной организации «Движение сельских женщин», выигравшему конкурс Фонда президентских грантов. АДК используют Новгородский областной центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи (НОЦППМС) и его филиалы — в Валдае, Демянске, Окуловке, Сольцах, Чудове.
По словам педагога-психолога отдела сопровождения детей раннего дошкольного возраста Центра Ирины ПАРХОМЦЕВОЙ, вокруг альтернативной коммуникации существовало множество заблуждений и мифов. Один из них: если её будут использовать, то ребёнок не сможет заговорить, а так и будет применять другие средства коммуникации, потому что привыкнет к ним. Впрочем, чтобы система оказалась эффективной, требуется огромный труд со стороны всех членов семьи. Для благополучия ребёнка они должны объединиться, создать для него единую альтернативную языковую среду, поощряя любую его попытку использовать АДК.
— Уже доказано: чем раньше ребёнок, испытывающий трудности в коммуникации, будет обучаться АДК, тем быстрее произойдёт у него запуск речи. Есть практика, когда АДК обучают детей в возрасте одного года и раньше. Но в лучшем случае это происходит ближе к трём годам, когда родители обращаются за помощью к специалистам в связи с тем, что ребёнок не говорит, — пояснила Ирина Пархомцева. — Часто, когда родителям предлагаешь попробовать систему альтернативной коммуникации, они приходят в замешательство. Она требует изменения мышления родителей, образа жизни. Надо по-другому смотреть на своего ребёнка, с ним взаимодействовать. Но когда родители видят, что их малыш не кричит, не убегает, а обращается к ним с просьбой с помощью жеста или соответствующей карточки, их мировоззрение меняется.
Как отметила психолог, следующим этапом реализации проекта могло бы стать привлечение к нему педагогов детских садов для распространения практики АДК в дошкольных учреждениях.
Центральным событием в рамках проекта «Альтернативная коммуникация — один из способов интеграции детей-инвалидов в общество» станут намеченная на июнь конференция, а также поступление в НОЦППМС и его филиалы пособий и наглядных материалов.