В Чудове если что положат, то поднять можно только чудом
Конкретный пример: переулок Базовский, теплотрасса на частной территории. Так по-хозяйски расположилась, будто хозяева участка — у неё в гостях. С учётом охранной зоны оттяпала большую часть земельной площади. Причём согласия у собственников никто не спрашивал.
Пока они находились на заработках в Питере, нагрянул «Новжилкоммунсервис» и проложил коммуникацию, как ему хотелось. Лет 15 прошло с того времени, уже и «конторы» той коммунальной давно нет — банкротировала. А труба торчит.
Надо сказать, Ирина Дмитриева сразу предпринимала попытки избавиться от постороннего объекта. Кому понравилось бы? Возвращаетесь домой, а у вас перекопано, посадки повреждены. Женщина обратилась в районный суд. Однако её заявление не было даже рассмотрено.
Теперь судятся уже дети Ирины Валерьевны. Сыновья выросли, женились, подарили маме внуков. А труба торчит. Говорим же, страшно тяжёлые трубы в данном райцентре.
Чудовский районный суд Дмитриевым — Тарасу Владимировичу и Владимиру Владимировичу — отказал по всем пунктам. Не нашёл оснований для переноса трассы. Не увидел препятствий в пользовании участком. Соответственно, и повода для взыскания компенсации морального вреда. Где доказательства физических и нравственных страданий? Действительно, хоть бы кипятком кого-нибудь ошпарило — нет, и того не случилось.
— Прорывы на теплотрассе уже случались, — рассказывает Тарас ДМИТРИЕВ. — И, казалось бы, это совершенно очевидная вещь: данный объект представляет потенциальную угрозу. У меня, между прочим, маленький ребёнок, который вот-вот начнёт ходить. Может, отгородиться на своём участке от теплосети?
Никак не могу согласиться с уважаемым судом, что я не ограничен в пользовании участком. Две трети от общей площади — это явное ограничение. Я не могу разместить новый дом, гараж, баню, детскую площадку, теплицу.
И много чего ещё он не может. Например, выкинуть из головы те оскорбительные слова, которые были сказаны матери кем-то из коммунальных спецов: «Вы, опойки, ничего тут не добьётесь!».
— Почему они всех стригут под одну гребёнку? Да, здесь промзона. Наша семья переехала в Россию из Средней Азии. Как смогли, так и устроились. Но мы — не опойки. А они — не небожители.
Что он может, так это платить налоги — за все 15 соток. И попробуй не заплати. А вот ТК «Новгородская», нынешний поставщик тепла и арендатор сетей, за пользование участком ему не платит. При том, что прибыль на том имеет — разве не так?
Дмитриевы подали жалобу в областной суд, недавно она была рассмотрена судебной коллегией по гражданским делам, оставившей решение районного суда без изменений. Как уверил меня Тарас, будет подана кассационная жалоба в следующую судебную инстанцию.
С точки зрения адвоката Андрея ОРЛОВА, представлявшего на суде интересы Дмитриевых, их права нарушены вполне очевидным образом: значительная часть участка была занята коммунальщиками фактически самовольно, никакого проекта не было тогда и в помине. А если и был, то, видимо, такой, что лучше не показывать: возможно, сеть должна была проходить в другом месте.
Упоминание же про техпаспорт теплотрассы прозвучало почти как обвинение в подлоге. Мол, там фигурирует 1996 год, при том, что документ напечатан на бланке, датированном 2000-м! Есть типографская дата. Впрочем, ТК «Новгородская» здесь явно ни при чём. Да и перекладка трубы — история более поздняя.
Зато принятие районной администрацией по ходатайству ТК публичного сервитута площадью 5,15 кв. метра (охранная зона — 3 метра в каждую сторону от трубы — почти удваивает эти 5 соток) и сроком на 49 лет, фактически узаконивающего трубу на частной земле, — тема довольно свежая. Решение состоялось по ходу процесса в районном суде, став козырем в руках ответчиков — их в исковом заявлении целый список.
Глава района Николай ХАТУНЦЕВ считает этот ход вполне естественным — публичные сервитуты сейчас устанавливаются нередко.
— Та большая работа, которая началась с принятием нового Земельного кодекса в 2001 году, ещё не завершена. Нередко возникают земельные споры, много нестандартных ситуаций. И в суды нам приходится ходить довольно часто. Не надо думать, что администрация всегда выигрывает.
У Николая Васильевича — встречные вопросы. Где Дмитриевы были раньше? И почему надо с ходу заявлять радикальное требование — уберите трубу и всё? Если спокойно обсудить проблему, может, найдётся компромисс?
Ловим на слове, Николай Васильевич. Может, проезжая как-нибудь Базовским переулком, оцените проблему воочию, так сказать, под компромиссным углом зрения.
Вот где они были раньше? И в судах так спрашивают. А где вообще все были в 2006-м? Много чего полезного Ирина Дмитриева выходила тогда в инстанциях?
И сейчас как-то в одну калитку игра. «У вас границы участка определены только в 2013-м». — «Труба всегда там была!».
В ответ Дмитриевы в который раз объясняют, что фактические границы участка — такие же, как 30 лет назад. И не было никаких обременений в праве пользования. Труба же тут не всегда — раньше она проходила за участком, вдоль границы. Есть свидетели из бывших работников «Новжилкоммунсервиса», показавшие на процессе в районном суде, что до перемещения сети за забор к Дмитриевым никто не лез. Опять же если на самом деле так и было (а мы следствия не проводили, да и никто не проводил), то в чём тогда смысл сервитута, которым «обложили» собственников. Ну, если раньше труба была за участком, почему ей опять там не быть? Тарас Дмитриев говорит, что чисто на глаз место есть. У адвоката Андрея Орлова — такое же впечатление. Противоположной стороной подобное развитие событий, видимо, не рассматривается. Что, собственно, и делает трубу невероятно тяжёлой.
Если отложить в сторонку всевозможные нормативные акты и решения, на которые ссылаются чиновники и которые принимают во внимание судьи, и рассудить просто, по-человечески? Кто из них хотел бы оказаться на месте семьи Дмитриевых? С чего вообще всё началось, как не с самодеятельности работников «Новжилкоммунсервиса»? И если это действительно был произвол, то разве не является нынешнее развитие событий не в пользу владельцев «участка с трубой» узакониванием ранее совёршенного беззакония?