Новгородские яблони как символ частной жизни и религиозной культуры
Второй год весна убедительно доказывает, что цветущие яблони являются яркой изюминкой городской среды в Великом Новгороде. Помните 2020 год? Новгородские соцсети заполонили снимки из сада Гуманитарного института в Антонове. Берёмся утверждать, что каждый, кто умеет ценить хрупкую, нежную красоту деревьев с пеной из бело-розовых лепестков, не смог не побывать здесь. В этом году история повторилась — цветущие яблони вновь стали героями соцсетей.
Древо познания
Впрочем, яблони попали в поле общественного интереса и по другой причине. Их повредили во время реконструкции Ильиной улицы, оставив от ветвей уродливые обрубки. Это стало дискуссионной темой для множества горожан.
Так что же такое — яблони в Великом Новгороде? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться на несколько веков назад и вспомнить, что сады в городе росли вместе с ним. Плодоводство особенно поддерживалось в монастырях, которых в вечевой республике было немало. Однако и много веков назад сады имели не только хозяйственное значение.
Монастырский сад был прообразом райского сада, а яблоня — дерево познания добра и зла — райским деревом. По библейским канонам, такие «вертограды» наполняли декоративными, красиво цветущими и ароматными видами — липа, шиповник, пихта. Не только яблоня, но и некоторые другие виды — ива-верба, слива колючая, тёрн — имели символическое значение.
Многих обителей, окружавших Великий Новгород и находившихся на городской территории, уже нет. Не сохранились до наших дней и их яблоневые сады. Но традиция осталась. И до сих пор мы можем встречать весной на городских улицах цветущие деревья, а осенью — газоны, усыпанные яблоками. Даже по пути в редакцию «НВ» можно увидеть такой сад рядом с церковью Фёдора Стратилата.
Зелёное наследие
Озеленением в современном его понимании в Новгороде начали заниматься как минимум в XV веке. Из летописи известно, что в 1469 году новгородцы «сажали топольцы на Славной улице». Есть и запись 1508 года о создании Арбузьевского сада на Никитинской улице, названного в честь знатного новгородца Куприяна Арбузьева.
Согласно писцовым книгам, в средневековом Новгороде было немало незастроенных территорий, которые использовали под сады. Доказательства тому есть даже на иконах — на Хутынской иконе в северо-восточной части кремля находился сад.
В петровские времена садовое искусство приобрело новый размах — дворяне разбивали усадебные сады, парадизы, парки и монплезиры. Затем приходит пора общественных садов, где могли гулять все, и палисадников, огороженных маленьких садиков перед домом. Занимались развитием и планированием садов в Новгороде и в XVIII и XIX веках, после революции 1917 года.
Все эти усилия перечеркнула Великая Отечественная война, когда город подвергся массовым разрушениям. Уцелели лишь немногие деревья. Послевоенные годы стали временем появления новых парков и скверов.
С 1946 по 1956 годы в городе высадили около 200 тысяч декоративных и плодовых деревьев, в том числе яблонь, и более 256 тысяч кустарников. За 1961–1962 годы — ещё 61 тысячу. Весной 1963 года ещё 12 тысяч деревьев и кустов. В апреле 1971 года 50 тысяч плодово-ягодных деревьев и кустарников, в том числе яблони, груши, вишни, смородину, черноплодную рябину, крыжовник. Сегодня Великий Новгород остаётся зелёным благодаря посадкам 1950–1970 годов.
Саду нужен садовник
По мнению кандидата биологических наук, секретаря Новгородского областного отделения Русского географического общества Елены ЛИТВИНОВОЙ, яблоневые сады остаются живым символом новгородской истории, монастырской культуры и могут быть частью городской системы озеленения, однако их развитие и сохранение связано с целым рядом особенностей.
К примеру, во дворах яблони, обладающие широкой кроной, сложно выращивать — им нужно пространство. В среднем спустя 30 лет после посадки кора яблонь начинает высыхать, разрушаться, и стволы могут выглядеть неопрятно. Урожай яблок ломает ветви. Иными словами, прежде чем принимать решение о посадке новых яблонь, нужно взвесить все «за» и «против» и подыскать для них правильное место.
— Например, как это сделали в Веряжском парке, где посадили яблони (декоративные, красные. — Авт.), — сказала Елена Литвинова. — Там для них есть резерв площади.
Необходимо и ухаживать за старыми садами, говорит Литвинова, и сохранять яблони там, где они не вступают в противоречие с городскими функциями. Но для того чтобы следить за состоянием деревьев, нужен профессионал — садовник.
— Таких специалистов, к сожалению, в Великом Новгороде практически нет, — считает Елена Литвинова. — Советская система развития озеленения была утрачена и пока не восстановлена. Тогда в городе помнили главное правило такой работы — создание трёх ярусов озеленения: газоны, кустарники и деревья, которые защищали людей от пыли и газов. Сейчас на большинстве улиц сохранились только один или два яруса.
Умение видеть красоту
Создатель движения «Деревья Великого Новгорода» Кира КОРЕННОВА говорит, что сегодня яблони остаются напоминанием о времени, когда город ещё не успел разрастись до нынешних границ и был застроен простыми деревянными домиками, хозяева которых обязательно сажали сады. Домиков уже нет, а сады остались — символ частной жизни, простоты и покоя старого русского города, оказавшийся сегодня в окружении высоких многоквартирных домов, офисных зданий и учреждений. К примеру, как раз такой яблоневый сад сегодня растёт у Дворца спорта на Десятинной улице.
— Это же чудесно, когда город цветёт, — говорит Кира. — Мы обычно бежим мимо, спешим по делам, а только когда дерево зацветает, останавливаемся и замираем перед его красотой. И очень важно, когда город цветёт слоями. Черёмуха, яблони, сирени... Важно относиться к городским деревьям не только потребительски, но и понимать их эстетическое значение. Нам нужно возвращать умение видеть красоту. Созерцание цветущего дерева, символа надежды, вечного обновления, помогает отключиться от своих проблем, даёт силы для борьбы со стрессом. Мнение учёных, конечно, важно учитывать, но нельзя забывать, что и они могут ошибаться, так как размышляют в поле имеющихся знаний, а оно ограниченно. Важно, чтобы люди не забывали, что срубить дерево недолго, а вот вырастить новое гораздо сложнее.