Ирина ГЛУХОВА, учитель-логопед Новгородского областного центра психолого-медико-социального сопровождения:
— В последнее время специалисты всё чаще сталкиваются с неговорящими детьми. Их уровень речи — вокализация, звукоподражания, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова — не может служить для полноценного общения.
Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят малыши с алалией, с различными задержками психоречевого развития, с интеллектуальной недостаточностью, с ДЦП, с РДА, с нарушением слуха.
Первое, что важно выяснить, на каком уровне понимает нас ребёнок. Также важны и социальные условия, и педагогические ошибки в воспитании ребенка (гиперопека, бедная речевая среда, отсутствие мотива к речи, вредные привычки), нарушения зрения или слуха.
Необходимо обратить внимание на состояние артикуляционной моторики: если малыш предпочитает мягкую пищу твердой, часто давится едой, поперхивается, во время сна скрипит зубами, это свидетельствует о недостаточности развития мышц артикуляционного аппарата. Следовательно, у ребёнка могут запаздывать звуки раннего онтогенеза.
Если ребёнок не проявляет интереса к партнёру, не смотрит в глаза, не соблюдает очерёдность, то, возможно, у него не сформирована доречевая база.
Вот несколько советов родителям для начала занятий:
• Установите зрительный и эмоциональный контакт с ребёнком. Для этого можно использовать экран, маски, заколки, красную помаду; младенческие игры «Ладушки», «Гули-гули» и др.; игровую терапию с сенсорным компонентом — песок, вода, фантики, фасоль, перья, батут, сухой бассейн, гамак, мыльные пузыри и т.д.
• Развивайте у ребенка способности к использованию невербальных компонентов коммуникации. Сюда входит понимание жестов и выразительных движений. Нужно моделировать ситуации, способствующие вызову коммуникативно значимых жестов: да, нет, хочу, дай, на; развивать мимику и жест — жестовое приветствие и прощание; учить ребёнка сидеть за столом.
• Чтобы малыш был заинтересован в занятии, лучше вначале вместе с ним прописать, зарисовать план урока или подготовить необходимые картинки, показывающие, чем будете заниматься. И по мере выполнения задания переворачивать картинку или зачеркивать отработанное на рисунке.
Во время занятий с неговорящими детьми нужно учить соотносить слово с предметом, действием, понятием
Важно формировать и развивать неречевые функции. Чтобы у ребенка вырабатывалось чувство ритма, нужно маршировать под музыку. Для этого можно выполнять простые упражнения, например, «Повтори так же» с музыкальными игрушками.
Для развития слухового восприятия можно использовать звучащие предметы. Так ребенок учится определять местонахождение и направление звука, выполнять действия в соответствии со звуковым сигналом, различать звучание шумов, музыкальных инструментов, голосов.
Неговорящие дети, к сожалению, не могут сидеть перед зеркалом и целенаправленно выполнять гимнастику. Поэтому я рекомендую родителям использовать картинки, игрушки, гастрономическую гимнастику (чупа-чупс, палочки). Ее можно делать под ритмичную музыку.
К формированию неречевых функций относится также развитие функций голоса и дыхания. Для этого полезно пропевать гласные звуки, тянуть их. А еще дуть на предметы.
Многие мамы знают о важности развития мелкой моторики рук ребенка. Для занятий можно использовать поверхности предметов с разными фактурами и водить по ним пальчиками малыша. Очень полезны пальчиковая гимнастика, упражнения с пластилином.
Самое главное, родителям следует набраться терпения и регулярно заниматься с любимым чадом.
Важно помнить, что занятия с безречевыми детьми должны носить комплексный характер, поэтому необходимо системное всестороннее воздействие на все нарушенные компоненты. Для малыша родитель должен стать источником удовольствия, которое подкрепляет желание учиться.
Теги: нарушение речи, логопед