Уроженка Старой Руссы Анастасия Артамонова стала участником арктической экспедиции
Рассказать в предновогоднем выпуске «НВ» об арктическом путешествии уроженки Старой Руссы Анастасии Артамоновой — что может быть логичнее? Посвятим главному зимнему празднику историю об интереснейшей работе нашей землячки в одном из самых холодных регионов Земли.
Анастасия — инженер-океанолог, аспирантка Морского гидрофизического института РАН. Вместе с командой из ещё восьми молодых учёных и 32 студентов из нескольких вузов страны на научно-исследовательском судне «Академик Иоффе» она приняла участие в экспедиции, целью которой было проведение ряда важных исследований.
Девушка говорит, что выбрала профессию случайно. А нам так не кажется. В школе ей нравилась география, а дома она любила смотреть Аnimal Planet и Discovery — природа, животные, наука... Когда пришло время выбирать вуз, мама Насти предложила дочери океанологию в Российском государственном гидрометеорологическом университете.
— Нам казалось, что это про морских животных и путешествия, — вспоминает Анастасия. — Мой школьный учитель географии тоже хорошо отозвалась об этом вузе, и я согласилась. Только в университете осознала, что океанология — это скорее про физику, чем про животных.
Куда реки текут
«Академик Иоффе» вышёл из Мурманска и прошёл через Белое, Баренцево и Карское моря до континентального склона Северного Ледовитого океана. Обратный путь пролегал снова через Баренцево, а затем Норвежское, Северное и Балтийское моря, после чего судно бросило якорь у Калининграда. Экспедиция продолжалась 31 день. Самая северная точка, в которой останавливался «Академик Иоффе», находилась в районе 82 градусов северной широты. Впрочем, на языке учёных это правильно называть не точкой, а станцией.
Участников экспедиции поделили на отряды — гидрофизики, гидрохимии, гидробиологии, пластикового загрязнения, метеорологии и ветрового волнения и дистанционного зондирования. У каждого были свои задачи, но всех объединяла одна большая работа.
— Изучение трансформации стока крупных рек в Северном Ледовитом океане. Важно было определить, что происходит с пресными водами Оби, Енисея в море, как они распределяются и влияют на химические, физические и биологические процессы в море, — рассказала рушанка.
Помимо всего этого учёные изучали предметы, загрязняющие Карское море: крупный пластик — бутылки, рыболовные сети, куски пенопласта, и очень мелкий, который можно рассмотреть только под микроскопом. Исследователей интересовало, как долго пластик путешествует по океану, поедают ли его морские организмы и оседает ли он на дно.
Волна под волной
«Бойцы» отряда дистанционного зондирования, в котором работала Анастасия, на каждой станции запускали дрон с видеокамерой и таким способом фиксировали поверхностные проявления внутренних волн и вихрей. Бывает в море и такое.
— Внутренние волны — это почти такие же волны, как те, что мы можем наблюдать на поверхности моря, только они находятся в толще воды, — разъяснила Настя. — Вихри — это подводные водовороты. Они могут закручиваться по часовой стрелке и против неё, поднимая воду с глубины на поверхность или опуская. Это можно сравнить с циклонами и антициклонами в атмосфере, которые формируют погоду. Только океанские вихри формируют погоду в океане.
По словам рушанки, при удачных условиях процессы, происходящие в толще воды, можно наблюдать на поверхности. Если знать, что искать. И это не только очень интересно, но и очень красиво.
Учёные могли видеть мелкие льдинки, выстроившиеся в виде громадной спирали длиной более 10 км, или плёнки из различных веществ, которые сбивались в полоски, показывая, что под водой прошла волна.
— Одновременно мы проводили и гидрофизические измерения, — рассказала Анастасия. — Специальной термопрофилирующей косой длиной 50 метров, с привязанным к её концу грузом весом в 20 килограммов непрерывно измерялась температура воды на глубине 50 метров. Эти измерения позволили нам зафиксировать прохождение внутренней волны высотой около 40 метров. Это одно из «открытий» моего отряда.
В ледовом плену
С айсбергами экспедиция не встретилась, хотя теоретически на севере их можно было наблюдать. Однако молодым учёным попадались только крупные льдины.
Температура воды на самых северных станциях была отрицательной, в воздухе тоже минус — около 4 градусов ниже ноля. Если нужно было быстренько пробежаться по палубе, то можно отправиться и в футболке, но долго оставаться снаружи без тёплой одежды невозможно. Погода, по наблюдениям Анастасии, напоминала питерскую осень: «влажненько, прохладненько, в общем комфортно».
— Вообще, попав в Арктику, я, конечно, ожидала увидеть лёд, но в основном мы наблюдали туман, и теперь у меня есть очень много фотографий тумана с различных ракурсов, — шутит Анастасия. — Но лёд тоже был. «Академик Иоффе» — судно начального ледового класса. Оно может находиться в разряженном мелкобитом льду.
Это не так просто, как может показаться. Поначалу наблюдать за тем, как судно преодолевает покрытые льдом волны, по признанию Насти, было страшно.
— Можно было слышать жуткое скрежетание, когда под нос попадали особо толстые льдины, — рассказала она. — Разряженный лед — очень подвижный, и в какой-то момент мы оказались в своеобразном ледовом плену, когда с мостика не было видно, где лёд заканчивается и куда нужно маневрировать. Тут пригодился дрон, который использовал наш отряд. Беспилотник подняли на высоту 500 метров, с которой было видно чистую воду, а информацию по рации передавали капитану. Это было, конечно, не очень опасное, но увлекательное приключение.
Как и встреча с белым медведем, который оказался «по правому борту». После этого сообщения капитана исследователям потребовалось несколько секунд, чтобы высыпать на верхнюю палубу, с которой зверя было хорошо видно. Поизучав друг друга, учёные и мишка разошлись каждый своим курсом.
— Наблюдать белого медведя в естественной среде обитания для меня было откровением, — призналась Настя. — Я даже прослезилась.
Следующим обитателем Арктики, которого встретили учёные, был морской заяц. На своего сухопутного тёзку он совсем не похож — вылитый тюлень. Его тоже «зафиксировали» на фото и видео, отправив дрон, который позволил вести наблюдения незаметно для животного.
Пинг-понг в Норвежском море
На обратном пути не обошлось без болтанки. В Норвежском море «Академика Иоффе» встретили большие волны — до 2–4 метров.
— Вода хлестала на палубу, и всё на судне, включая нас, очень болтало, — вспоминает Настя. — Те, у кого была морская болезнь, находились на нижних палубах и лежали там. Для остальных качка была весельем. Особенно интересно было играть в настольный теннис. Нужно было следить не только за тем, куда летит мяч, но и куда летишь ты. Но мы даже провели соревнования по пинг-понгу.
Атмосфера на судне оказалась очень уютной. Участники экспедиции регулярно бывали в библиотеке, где можно было работать с компьютером, в конференц-зале, где читали лекции и проводили мастер-классы. На борту у «Академика Иоффе» были сауна, прачечная и спортивный зал.
Каждое утро учёные поднимались в семь часов и сразу узнавали по громкой связи, где находятся и сколько морских миль прошли. Через полчаса отправлялись на завтрак. К питанию на судне был строгий подход — за столом собирались четыре раза в день, строго по расписанию — в 7.30, 11.30, 15.30 и 19.30.
Таким же основательным было и отношение к санитарным требованиям — на дворе по-прежнему пандемия коронавируса. Поэтому первые две недели на судне соблюдали карантин — каждый, кто находился на корабле, носил маску, на каждом углу были санитайзеры. Перед рейсом все сделали прививки от COVID-19, а перед посадкой на судно сдали ПЦР-тесты. Поэтому, как заключила Анастасия, до Калининграда все добрались здоровыми, и экспедицию не пришлось прерывать.
— Думаю, что будет ещё много открытий на основе данных, полученных в этом рейсе, — считает Настя. — Вообще сейчас отправка студентов в море — редкое явление. Мало кому удаётся пройти практику на «большом белом корабле», как мы это называем. Например, я попала в море, только будучи в аспирантуре — после шести лет учёбы. Многие из ребят в этом рейсе были первокурсниками и отлично себя показали. Они своими глазами увидели океан, который только начинают изучать. Эта экспедиция вдохновит их заниматься наукой.
Теги: Старая Русса, Новгородская область