Четверг, 26 мая 2022

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Елена Кузьмина

«Ассистент» для дальнобойщика

Универсальную систему навесного оборудования, которую разрабатывает Николай Петров, можно установить не только на фуре, но и любом другом грузовике.

Универсальную систему навесного оборудования, которую разрабатывает Николай Петров, можно установить не только на фуре, но и любом другом грузовике.

Фото: из архива «НВ»

Молодой учёный работает над системой, которая сделает парковку фур более удобной

Тему для своей научной работы аспирант Новгородского университета Николай Петров обнаружил прямо на улице. Кроме шуток. Как-то, ещё будучи студентом, он обратил внимание, как сложно было припарковаться фуре с прицепом. Водителю приходилось выходить из кабины, чтобы определить, какой маневр лучше совершить, чтобы автомобиль вписался, не задев никого и ничего по соседству. Так родилась идея создания системы, которая помогает грузовику с полуприцепом правильно, эффективно и безопасно двигаться в сложных транспортных ситуациях.

Успешно и быстро провести параллельную или перпендикулярную парковку может далеко не каждый водитель фуры. Даже опытные дальнобойщики сталкиваются с проблемами — в этом случае возникает слишком много слепых зон, а окружающие объекты, как известно, кажутся ближе, чем находятся на самом деле. Разрабатываемая Николаем система-ассистент поможет значительно упростить эту работу.

Сначала исследования, которые вёл Николай, были научно-теоретическими. В 2018 году он получил грант по программе «УМНИК» на разработку проекта — 500 тысяч рублей. Это помогло подготовить макет автопоезда с использованием экспериментального оборудования в размере 1:10.

Что же это такое? Универсальная система навесного оборудования, которое можно установить не только на фуре, но и любом другом грузовом или пассажирском транспортном средстве. Оно состоит из датчиков, экрана и других элементов, размещаемых в кабине и позволяющих измерять технические показатели и производить расчёт требуемой траектории движения в зависимости от окружающей обстановки и транспортной ситуации.

Сердце системы — очень перспективная сегодня технология лидар, которая с помощью лазера очень точно позволяет измерять расстояние до любых объектов, в том числе движущихся. Информация от датчиков поступает на монитор в кабине, преобразуется в графическое изображение, позволяющее задать оптимальную траекторию движения и алгоритм поворотов руля.

Из-за лишних маневров во время парковки фуры не только расходуют дополнительный запас топлива, но и быстрее изнашивают резину. «Улетает в трубу» рабочее время водителя, разгрузка, загрузка и вся поездка занимают больше времени. Наконец, использование системы с лидаром поможет бизнесу решать и кадровые сложности — к работе можно будет привлекать менее опытных водителей.

Впрочем, говорить, что Николай в одиночку трудится над своим проектом, неправильно. Он координирует работу целой команды, в состав которой входят другие аспиранты и студенты НовГУ, представляющие одновременно несколько научных лабораторий Новгородской технической школы. Чтобы создать систему такого уровня, необходимы знания на стыке сразу нескольких направлений — машинного зрения, искусственного интеллекта, машиностроения, программирования, математики… Наш герой, например, возглавляет лабораторию автономного транспорта.

— Без коммуникации эта работа была бы попросту невозможной, — говорит Николай.

Недавно молодой учёный и его команда стали победителями программы по поддержке стартапов российского Фонда содействия инновациям «Старт». Это позволит им получить 3 млн рублей, которые пойдут на создание прототипа системы-ассистента и провести его испытания — договорённость с одной из новгородских компаний уже есть.

Универсальную систему навесного оборудования, которую разрабатывает Николай Петров, можно установить не только на фуре, но и любом другом грузовике.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы должны быть завершены в 2023 году. Одним из их обязательных условий станет создание юридического лица — компании, которая и займётся разработкой прототипа. Все компоненты, которые будут использовать для выпуска первого изделия, будут отечественными, в том числе и программное обеспечение.

Новгородский проект уже получил благословение от экспертов инновационного центра «Сколково»: в январе после презентации проекта на питч-сессии Николаю сообщили, что направление выбрано верно и включает в себя несколько небольших и очень важных элементов, применимых для других отраслей промышленности. В будущем учёный планирует стать резидентом инновационного научно-технологического центра «Интеллектуальная электроника — Валдай», чтобы претендовать на налоговые преференции и коммуникацию с ведущими предприятиями.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Креативное пространство «Трест» действует на территории тепличного комбината. Площадки для встреч находятся по соседству с действующими теплицами.

Ростки возможностей

В Великом Новгороде открылась вторая «Точка кипения» — «Трест»

25.05.2022 | Общество

В этом году в Новгородской области организованно отдохнуть смогут более 17 тысяч детей.

Лето на старте

В детских лагерях Новгородской области появятся инклюзивные смены

25.05.2022 | Общество

Павел Лунгин создал собственную продюсерскую кинокомпанию — «Студия Павла Лунгина».

Мастер в городе

В Великий Новгород приедет режиссёр и сценарист Павел Лунгин

25.05.2022 | Общество

«И бьётся сильнее в груди наша вечная память…» — на сцене Павел КИСЕЛЁВ.

Весна с микрофоном

Ролик с песней «Встанем» в исполнении боровичанина набрал уже более 100 тысяч просмотров

25.05.2022 | Общество

Вот так выглядит богатырь «Волотъ» в исполнении волотовской мастерицы Светланы Голубевой.

Едем к великанам

В Волотовском округе запустили туристический маршрут «Богатырскими тропами»

25.05.2022 | Общество

«Нелегалы» могут продать залоговое имущество при малейшей просрочке. Коллаж Алёны ГЕРЦ

Жизнь в долг

Центробанк включил новгородский автоломбард в список «чёрных» кредиторов

25.05.2022 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 25.05.2022 года

РЕКЛАМА