Беломорье и «Живая классика» Светланы Лагутенко
В Первом международном конкурсе среди читающих педагогов «Живая классика» принимали участие более 2500 человек из 16 стран. В десятку лучших вошла руководитель театральной студии из Мошенского Светлана ЛАГУТЕНКО.
Осенью ей предстоит суперфинал. Вообще в финал состязания вышли сразу два представителя Новгородской области, но суперфиналисткой стала только она. Сама Светлана Лагутенко к своему результату относится довольно спокойно, говорит, что заявлялась на конкурс не ради того, чтобы себя показать, а чтобы понять, правильно ли готовит детей на «Живую классику».
На суд жюри
— В текущем году в нашей стране это соревнование учащихся 11–17 лет проводилось уже в 11-й раз. Я, наверное, лет девять занимаюсь с юными дарованиями. Бывает, коллеги из учебных заведений говорят, что я высокие требования предъявляю к ребятам. А разве это плохо? Но иногда меня всё же посещают сомнения: правильные ли методики применяю, на том ли делаю акценты в работе со школьниками? Поэтому, когда узнала, что объявлен конкурс чтецов среди педагогов, сразу решила подать заявку, — объясняет Светлана Лагутенко.
Нужно заметить, что взрослая «Живая классика» — не первое в качестве декламатора состязание для руководителя театральной студии из Мошенского: Светлана Ивановна дважды занимала второе место в областном чемпионате по чтению вслух «Открой рот».
Но если по условиям вышеуказанного состязания участники просто зачитывают перед аудиторией тексты из книг, предложенных организаторами, то на «Живой классике» воспроизводят по памяти отрывок выбранного ими же самими произведения. Светлана Лагутенко представляла сказку «Модница» Степана Писахова.
— Я неслучайно её взяла. В ней автор мастерски передал архангельский говор, а я родом из тех мест, — говорит Светлана Ивановна. — На Новгородчину переехали, когда мне было 14 лет. Школу уже в Мошенском заканчивала. Потом в Ярославле в институте училась на педагога-психолога дошкольной организации. Вернулась назад, в наш райцентр, и долгое время трудилась в детском саду воспитателем, кроме того, как педагог дополнительного образования в средней школе вела театральный кружок. А в 2020 году перешла на работу в Центр народного творчества методистом и руководителем студии «Вместе ярче!».
Обучение через театр
Лагутенко профессионально занимается не только педагогикой, но и сценическим мастерством — закончила Новгородский областной колледж искусств.
— Почему решила совместить образовательный процесс и театральный? Через перевоплощение в литературных персонажей, через сказочные представления проще «достучаться» до ребятишек, донести до них важные жизненные вещи, — рассуждает собеседница. — В актёрский, постановочный процесс стараюсь вовлекать мальчишек и девчонок с детского сада и потом продолжать развивать их способности уже в школе. Конечно, самые любознательные и активные дети — в начальных классах, но в студии немало и подростков.
Как педагог-наставник Светлана Лагутенко с гордостью говорит о своих выпускниках, которые окончили школу, учатся в техникумах и вузах, но не забывают про театр — готовят сценки и выходят на публику.
Руководитель студии «Вместе ярче!» не берётся назвать, сколько за годы деятельности она вместе с детьми сделала сценических работ: малых — на 5–15 минут и больших — до 40 минут. Но отмечает, что каждой новой постановке отдаётся по максимуму.
— Что касается детской «Живой классики», то ежегодно несколько человек из состава театрального объединения готовлю к выступлению. Но никогда не навязываю им те произведения, что мне нравятся. Мы в студии очень много читаем — все вместе. Ребята высказывают своё мнение по поводу рассказов, повестей, пьес, стихотворений и сами выбирают для конкурса отрывки из текстов, — развивает тему педагог. — А вот когда начинаем репетировать, то тут уже включаем и сценическую речь, и актёрское мастерство. Часто использую приём, когда вначале одни декламируют на сцене, другие же в жюри оценивают выступления — по критериям конкурса «Живая классика», а потом они меняются местами. Иногда задействуем принцип отбора известного телешоу «Голос», когда судьи поворачиваются только к понравившемуся исполнителю. Бывает, приглашаем на прослушивание родителей. Всё это позволяет детям более объективно подходить к работе своей и друзей, со стороны видеть недостатки других, прислушиваться к критике, исправлять огрехи, доводить выступление до совершенства.
Слово за слово
Возвращаясь же к своему выступлению на международном конкурсе среди читающих педагогов, Светлана Ивановна отметила, что, когда готовилась, пришлось потрудиться над правильным говором:
— Я жила на Беломорье, и у нас свои особенности произношения, иные — у жителей южной части Архангельской области, а именно их слова, ударения, протяжность Степан Писахов и передал в «Моднице»: «Приходит в магазин модница. Вся гнётся, ковыляется — нарядну походку выделыват. Руки раскинула, пальчики растопырила. Говорить почала, и голосок тоже вывертыват, то скрозь нос, то скрозь зубы, то голос как на каблуки вздынет. Модница хочет показать, что всегда по иностранному разговариват, по русскому только понимат, и то не в большу силу, и вся она почти иностранка…». Согласитесь, текст не из простых, так что я немало времени провела в языковых и интонационных тренировках.
Но как раз за выбор «неизбитого» произведения, за истинный народный говор и за артистичную подачу выступление Лагутенко и отметили члены международного жюри, в состав которого входили преподаватели столичного театрального института имени Бориса Щукина, артисты и эксперты в области чтения.
* * *
Сейчас руководитель театральной студии из села Мошенское готовится ещё раз представить «Модницу» — теперь уже в СанктПетербурге, где в сентябре пройдёт Международный гуманитарный педагогический форум «Живая классика», а на театральной сцене — суперфинал конкурса.