В Великом Новгороде презентовали новую настольную игру, которая позволит лидерам некоммерческого сектора больше узнать о медиапродвижении социально ориентированных проектов.
Авторы игры — команда медиаплатформы «Открытые НКО». «НВ» поговорили с её руководителем Анной ХОРОШИХ, зачем в неё играть, как успешно реализовать социальный проект, стоит ли НКО огорчаться, если не получен грант. Добавим, Анна — не только представитель НКО, но и руководитель социальных проектов медиахолдинга «Комсомольская правда».
— Анна, в чём суть игры?
— В ней предусмотрены роли: руководитель НКО, пиарщик, журналист, куратор, грантодатель, благополучатель. Игра даёт возможность прожить ситуации, которые часто возникают у НКО в работе со СМИ. На каждую даётся 20 минут. Экспертами оценивается презентация проекта. Самое важное, чтобы в группе была видна командная работа.
Великий Новгород стал первым городом, где мы провели большое тестирование нашей игры. А перед этим для её участников организовали образовательный интенсив, чтобы журналисты имели представление о специфике деятельности НКО, а представители некоммерческого сектора понимали, что без информационного сопровождения им сложно будет реализовывать проекты. Между НКО и СМИ должны быть установлены дружеские отношения.
— Как создать успешный социальный проект?
— Прежде всего — верить в ту идею, которую собираетесь реализовывать. Личные цели руководителя должны соответствовать задачам проекта. Такое совмещение не даст ему выгореть. Нужно быть психологически уверенным, что хотите работать с выбранной целевой аудиторией. В социальном проектировании всё начинается с вопроса: для кого? Это первый шаг, а дальше нужно глубоко изучать проблему, проводить опросы людей, поскольку может оказаться, что проблема у них совсем в другом.
— Помимо грантов и субсидий где ещё находить средства и ресурсы на реализацию проектов?
— Я бы порекомендовала руководителям НКО составлять планы для привлечения средств, в которых указывать даты проведения грантовых конкурсов. На этот готовим такой-то проект, на другой — такой-то. И обязательно думать о том, чтобы выполнять план было комфортно. Не надо писать много заявок, если на них нет сил. Кроме того, ресурсы надо искать у других организаций, в том числе у некоммерческих. И я поддерживаю тенденцию, когда НКО помогают друг другу, это для них хорошая система выживания. У одних есть методика работы с целевой аудиторией, у других — волонтёры, у третьих — ещё что-то.
Не надо забывать про приносящую доход деятельность, когда открываются мастерские и идёт продажа каких-то изделий. Это уже можно рассматривать как социальный бизнес. Но приносящую доход деятельность необходимо прописать в уставе организации, и она должна совпадать с её целями.
— Надо ли расстраиваться, если не выигран грант?
— Иногда и хорошо, когда возникает ситуация «проект не победил». Надо попробовать реализовывать его без привлечения средств. Допустим, их нет на аренду помещения для встреч — сделайте мероприятие в дистанционном формате. В этом случае появляется опыт. На проект удаётся посмотреть по-другому, что позволит усилить заявку к следующему конкурсу.
Игра «Открытые НКО» была создана при поддержке Фонда президентских грантов.