Дети Донбасса встретили День России в Великом Новгороде
– А можно я порулю?
Крепыш лет семи, пройдясь на лодке пассажиром, решил, что теперь и с парусом справится.
– Тебя как зовут?
– Лёха!
– Молодец, Лёха! Настоящий донецкий парень. Только надо подождать, некоторые ещё и по первому разу не катались.
– Хорошо! – согласился Лёха. – Тогда я пока так поплаваю!
И не холодно же южному пацану в нашем Волхове!
На встречу
Мастер-класс в новгородском яхт-клубе – лишь часть программы для гостей из Донбасса, приглашённых предпринимателем Павлом Гальченко. В составе группы – ребята, посещающие воскресную школу в посёлке Андреевка Снежнянского района, их родители и монахиня Зосима, насельница Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря. Ударная у них выдалась пятидневка. Сразу по приезде (в семь утра!) группа уже была на Рюриковом городище. Кремль с его музеями, Витославлицы, Ярославово дворище, Юрьево, Хутынь. Кроме того – Печоры, Псков. И Питер – это уже на обратном пути. Перед поездом на Ростов-на-Дону. Сейчас они уже дома, наверное.
А давно ли в свой прощальный новгородский вечер допоздна гуляли по набережной, загадывали желание сюда вернуться? Никто из них ранее на Новгородчине не бывал. Детишки мало что видели, кроме своей Андреевки. И войны.
Одного из ребят она к нам не отпустила. Сын ополченца, пропавшего без вести в начале июня, остался дома. Сказал, что будет ждать вестей о папе. Любых…
Отец 11-летнего мальчугана рассказал мне, что до 2014 года у них в семье к детям войны относилась бабушка. Кто тогда мог подумать, что этот «статус» наследует правнук?
Божий промысл
Старца Зосиму, схиархимандрита, основателя Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря, почитаемого на Донбассе, давно занесли в пророки. Предсказал, мол, грядущую войну. И так толкуют его слова, и этак. Одно несомненно – старец всей душой был за единство православия и народов наших – русских, белорусов и украинцев. В 2002 году Зосима отошёл ко Господу, а в 2022-м началась СВО, и обитель его сильно пострадала.
Сейчас она – в нескольких десятках километров от линии фронта. Раньше – в нескольких сотнях метров. В селе Никольском были наши, а в посадках – украинские нацбаты. Вот они – «айдаровцы» и «азовцы» – лупили по монастырю нещадно. От ненависти ко всему русскому. Православная Церковь, она же олицетворяет собою самое важное, что досталось нам от Святой Руси.
– А ненависть, – говорит монахиня Зосима (Хомякова), – это комплекс предателя.
Вот поднят националистами на щит поэт Шевченко, а по праву ли? Тарас Григорьевич в графе «национальность» в паспорте писал: «православный малоросс».
Из Никольского братьям и сёстрам пришлось уйти. Часть насельниц во главе с матушкой Анной обосновалась в Андреевке при храме. Вернулись к трудам – молитвенным и хозяйственным. Открыли воскресную школу для детишек.
Андреевка – местечко на стыке Донетчины и Луганщины. То есть для обоих республик – как бы на отшибе. Почему же именно отсюда протянулась ниточка, завязался узелок с Новгородом? Оказывается, узелки были и прежде. Например, будущий митрополит Новгородский и Старорусский Лев и будущий старец Зосима были знакомы ещё по учёбе в Ленинградской духовной семинарии.
– Божий промысл, – считает монахиня Зосима.
И тёплые человеческие отношения, установившиеся с новгородцами, для неё – это тоже промысл свыше.
Хотим к дяде Паше!
Павел ГАЛЬЧЕНКО вспоминает, как впервые подъезжал с гуманитарным грузом к Андреевке. Историю, адрес – всё подсказали знающие, воцерковлённые люди.
– Ночная дорога, честно скажу, держала в тонусе. Чего угодно тогда можно было ждать. А приехали, было ощущение – ну как дома!
Так бывает: будто ниоткуда возникает ощущение сердечной привязанности, благодарности. Просто потому, что они такие есть. И делают что-то очень важное.
– Мне давно хотелось пригласить деток в Новгород, на праздник, показать, как велика и необъятна наша Родина, – продолжает он.
Это его личное убеждение: дети должны знать свою страну, а для этого нужно бывать в самых разных её местах. Это – те самые пресловутые скрепы. Прошивка, если угодно.
– Будь моя воля, я сделал бы школьные экскурсии частью обязательной образовательной программы, – говорит Павел Геннадьевич. – Тем более для детей из новых регионов, для детей, выросших на войне. С чего надо начинать их знакомство с Россией? С начала! Для меня это – Новгород. Мне лично хотелось бы, чтобы их жизнь сложилась счастливо. Прежде всего это. Хотя, может быть, кто-то приедет потом к нам учиться, тоже станет новгородцем. Почему нет? У нас – продвинутый, активно развивающийся университет.
Матушка Зосима по пути домой прислала сообщение: «Вся группа в один голос говорит, что д. Паша – наш Ангел-хранитель, хотим к нему». Видите, план Гальченко работает?

И чтобы было тесно
Я разговаривал с дончанами, когда они ещё не были в Пскове, в Питере. Ничего не изменилось: всем спасибо, но Новгород вне конкуренции. Экскурсии с посадником. Приём у владыки в Хутыни. Всё-всё – волшебно, чудесно. Какая история, какие памятники, какая река! Отогрелись на северо-западных ветрах. Эмоции улягутся, а дом есть дом. И главное там сегодня это – мир. Забыть напрочь, что может быть прилёт, что по улице надо перебежками. Чтобы так же многолюдно и спокойно, как в Новгороде было в праздничный день. Представляете: даже по автомобильным пробкам можно скучать! В Донецке, говорили мне, они уже бывают. Это же знак возвращения к прежней жизни. И люди, значит, возвращаются, раз теснее становится.
Но ни о каком возвращении на Украину речи нет. Привыкли быть россиянами. Они теперь знают, где мы ставим ударение в названии «Дворище». Я знаю, как они ударяют своё «Снежное». Вовсе не на первом слоге, кстати.
Матушка Зосима уверена, что обитель в Никольском непременно будет восстановлена. И отношения между сегодняшними врагами – тоже. Когда-нибудь. С Божьей помощью. А думать надо о будущем. О детях.
Вот и подумали. Не только Павел Гальченко, лично оплативший дорогу нашим донецким гостям. Гостиница «Садко» предоставила им бесплатно номера. Музей-заповедник и «Русь Новгородская» – свои услуги. В организации поездки в Псков и Печоры очень помогли две Надежды – вдова полкового священника Цыганова и председатель Псковского областного фонда «Защитники Отечества» Васильева.
* * *
А Лёхе, кажется, немного не повезло. Не в смысле порулить – за купальную инициативу попало. От мамы. Стоп, он уже улыбается. А что, не такое переживали…