Прочь, рогатые
Долго рассказывать о восьми сотнях километров автодороги Хельсинки - Рованиеми не буду. Чуть речь заходит об автопутешествиях, мы, жители необъятной державы, любим порассуждать о качестве дорожного полотна. Для финнов такой темы не существует по определению - просто проблемы нет.
Впрочем, обнаружить пару «любопытностей» всё же удалось. Первая заключалась в том, что время от времени нашему авто, чинно продвигавшемуся на север, подмигивали фары встречных машин. Увидев это впервые, мы тут же напряглись: засада финских полицейских в кустах? Довольно быстро отбросили эту мысль как абсолютно несостоятельную - в Финляндии за нарушителями, если таковые вообще имеются, следят исключительно видеокамеры. Рассылка штрафа на дом или вручение штрафного бланка при пересечении границы избавляют полицейских от забот. Но что же тогда? Земляки? Нет... Проблемы с автомобилем? Тоже нет.
Уже дома на одном из форумов, посвященных дисциплинированной Финляндии, я уточнила, что финны мигают встречным водителям в том случае, если их по каким-либо причинам не устраивает манера вождения встречного. Начиная от выключенных габаритов и заканчивая разговорами по мобильному телефону или возможным превышением скорости. Однако понять, чем не угодили мы, нам так и не удалось.
{thumbimage 150px 1}Вторая особенность финской дороги открылась нам уже на территории Лапландии. И имя ей, разумеется, - северные олени. «Эх, такое чудо проспала!» - разбудил меня спутник, объясняя, что на обочине дороги только что красовалось замечательное двурогое животное.
От досады на себя я окончательно потеряла сон и принялась всматриваться в лес вдоль дороги. Тщетно... Но уже через полчаса пути наш диалог строился совсем в ином ключе: «Ну вот, справа снова олень...» - «Да, и слева тоже». - «Точно! И впереди, ой!».
Без преувеличений, олени были повсюду: поодиночке, парами, целыми семьями. Причём животные явно чувствовали себя хозяевами положения: машин и людей, пытавшихся их сфотографировать, вовсе не боялись. Стоит ли говорить, что скорость движения на трассе не превышала 40 километров в час.
Уже покидая Финляндию, на таможне мы познакомились с целой памяткой, как вести себя в том случае, если животное, не дай Бог, попадёт вам под колёса. Алгоритм разработан до мельчайших деталей: оленеводческие хозяйства на севере Финляндии процветают.
Сидя на Полярном круге
Беглого взгляда на городок Рованиеми достаточно, чтобы сделать вполне справедливый вывод: достоин всяческих похвал. Прежде всего потому, что никак не производит впечатления северного запустения, повсеместно встречающегося в русских промышленных городах Мурманской области. Вместо сотен квадратных метров отвалов и выжженных серой лесов - зелёная травка и разнообразие на цветочных клумбах, вместо типовых пятиэтажек, сооружённых на скорую руку для рабочих фабрик, аккуратные частные домики с уютными дворами.
Расположенный на месте слияния двух крупных северных рек - Оунасйоки и Кемийоки - Рованиеми в полной мере подтверждает молву о финских землях: многоводных, лесистых, диких и в то же время облагороженных рукой умелого человека.
Административный центр Лапландии привлекает туристов сразу несколькими особенностями. Во-первых, неподалеку от него расположен зоологический парк «Рануа» - самый северный зоопарк в мире, называемый также «Домашним садиком Санта-Клауса», впрочем о Санте чуть позже... В «Рануа» можно познакомиться с представителями более 50 видов диких животных северной фауны, а также их одомашненными товарищами.
А во-вторых, город Рованиеми находится в восьми километрах к югу от Полярного круга. Этим обстоятельством местные жители тоже воспользовались сполна. Сверились с картами и организовали на широте круга целый парк. А для пущей убедительности прочертили на земле линию, подписали на ней градусы и минуты, снабдили это место всевозможными деревянными домиками, в которых хранятся нескончаемые запасы сувениров, - получился очень даже симпатичный туристический комплекс.
Но самой притягательной для гостей Рованиеми вот уже более полувека служит деревня Санта-Клауса, или, на финский манер, Йолопукки. По традиции считается, что Санта-Клаус родился именно в Лапландии. А в 1950 году Элеонора Рузвельт, жена Франклина Рузвельта, приехала в гости к Санте и получила гордый статус первого туриста деревни. С тех пор гостями Санты стали сотни тысяч туристов из России и Европы. Отзываясь на спрос, финны построили невдалеке от деревни Санта-Клауса уникальный комплекс - Санта-парк. С этого времени поток туристов в Рованиеми не истощается даже в летние месяцы, а ближе к Рождеству достигает гигантских размеров.
В логове дядюшки Санты
Ответ на волнующий вопрос, как Санта-Клаус спасается от летней жары, заключается в том, что его парк расположен в огромном крытом комплексе под землёй, и температура в нём весьма умеренная. Скорому погружению в новогоднюю атмосферу способствуют многочисленные эльфы, снующие по владениям Санты с обворожительными улыбками на веснушчатых лицах, хиты «Аббы» и большая наряженная ёлка круглый год. О зеленеющей на улице травке и щебечущих птичках здесь забываешь без особых угрызений совести.
По ходу движения в глубину владений Йолопукки температура как будто продолжает падать, тем более привлекательными кажутся рукавички, шапочки и свитерки, в изобилии продающиеся на небольших лотках. Уж если не купить, то примерить их нужно обязательно.
Но экстрим впереди. Для всех «моржей» в жилище Санты работает Ледяная галерея, в которой красуются замечательные скульптуры. Ох, не зря я упоминала Снежную королеву! Чтобы поближе рассмотреть шедевры из льда, необходимо облачиться в специальный тёплый костюм. Но и это поможет вам ненадолго. Признак всех туристов, выходящих из галереи, - посиневшие носы.
А еще можно день напролёт кататься по миниатюрной железной дороге. Вагончик провезёт вас через горное жилище механических гномов, неустанно мастерящих подарки к Рождеству. Признаюсь, ощущения от такого путешествия похожи на воплощенный в реальность детский сон.
Впрочем, грань между детьми и взрослыми в Санта-парке стирается как по волшебству: стоит только заняться изготовлением собственного деревянного Санты или трижды ударить в ритуальный бубен, в надежде, что загаданное тобой желание сбудется, или пройти ускоренный курс обучения в Школе эльфийского мастерства.
Но апофеозом, разумеется, становится общение с самим Санта-Клаусом. Кажется, что постоянные туристы, вспышки фотоаппаратов и пугливо-восхищённые взгляды детишек нисколько не утомляют гигантского дедушку: вольготно устроившись в уютном кресле, он добродушно взирает на счастливчиков, попавших к нему после ожидания в небольшой очереди.
Между прочим, чувства, испытанные мною во время ожидания, лучше всего сравнивать с предэкзаменационной лихорадкой. Кому же хочется ударить лицом в грязь перед могучим волшебником, тем более - иностранным. Несколько раз повторив в уме заготовленное на английском приветствие, я наконец произношу его вслух и сразу успокаиваюсь: финский кудесник выдаёт в мой адрес всю русскую лексику, которой владеет. Запас не велик, но на фото с Сантой я выгляжу вполне довольной.
Кстати, любопытная деталь. Совсем недешевое фото с волшебником из Лапландии покупать никто не заставляет. Тем не менее Гном из ближайшего окружения Санта-Клауса запечатлевает всех. Хитрость в том, что живописный интерьер и грамотно выставленный свет делают фото очень привлекательным: при мне никто не отказал себе в удовольствии приобрести сделанную карточку. Хотя в очереди скептиков было немало. Видимо, в команде Йолопукки работает неплохой эльф с образованием маркетолога.
Фото автора