Воскресенье, 24 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Рельсовая война

{thumbimage 150px 1}В демянском посёлке Кневицы разобрали узкоколейку, которую местные жители называли дорогой-кормилицей
Чуть более года назад «НВ» рассказывали об этом поселке, а точнее, о конфликте вокруг узкоколейки, помогающей местному безработному населению выживать. Говорят, весенний день год кормит. А в Кневицах - осенний. Нет, про огороды здесь, конечно, не забывают. Но главная страда, когда клюква поспела. Чуть ли не в каждом втором дворе - самодельная вагонетка.
И уже в той, прошлогодней, публикации прозвучали тревожные нотки: опасались люди, что ООО «Кневлес», образовавшееся на развалинах Лычковского леспромхоза, оставит их без подъезда к «красным полям». Так и вышло: вынесли эту дорогу железную! Не всю пока, но почти полтора десятка километров - не шутки. 
И уже в той, прошлогодней, публикации прозвучали тревожные нотки.
Опасались люди, что ООО «Кневлес», образовавшееся на развалинах Лычковского леспромхоза, оставит их без подъезда к «красным полям».  Так и вышло: вынесли эту дорогу железную! Не всю пока, но почти полтора десятка километров - не шутки.
В России две столицы - Москва и Кневицы. Есть такая местная шутка. Письма в первопрестольную пошли серьезные. Как нам стало известно, жители даже в МВД обратились. Сейчас, вроде, проверка идет.
А вот столичные журналисты свое расследование провели быстро. Из популярной телепередачи «Человек и закон» вся страна узнала, что предприниматели братья Базаровы оставили земляков без средств к существованию. Сколько лет всей деревней пользовались узкоколейкой, и вдруг двое «злоумышленников» (Чехов отдыхает!) дорогу свинтили. Продали к собственной выгоде.
Тень на плетень
{thumbimage 150px 1}Главе поселения Николаю Колесникову то, как преподнесли ситуацию телевизионщики, активно не нравится:
- Вы видите здесь голодающих? У нас картошка уродилась, сады ломятся. Живы будем! Или вы видите массовые протесты? Эта проблема касается максимум двух десятков человек, у которых бизнес на клюкве. Остальные от случая к случаю дорогой пользовались. А жителей в поселке - полторы тысячи.
Николай Владимирович полагает, что корень конфликта - в личной неприязни между последним директором леспромхоза Александром Базаровым и бывшим работником Сергеем Ильиным, главным заводилой обиженных. По мнению Колесникова, у предприятия не было шансов ни уцелеть, ни угодить всем, кто там работал. И хорошо уже то, что хотя бы «Кневлес» во главе с Петром Базаровым на плаву. Пусть там и заняты немногим более 30 человек.
- Если Базаровы не будут здесь работать, вот тогда я точно не знаю, как Кневицы выживут, - признается глава.
Мы на так называемом южном направлении. В считанных метрах от начала путей «припарковано» несколько тачек. Дорога, уходящая в даль, невидимую из-за нависающих кустов, напоминает скорее кривоколейку. А северное направление, его-то и разбирают, старее и выглядит еще хуже.  
- Чтобы откапиталить эту узкоколейку, нужны колоссальные деньги, - продолжает Колесников. - На одни только шпалы, которые через каждые 40 сантиметров, невесть сколько уйдет. А металл? Где брать соединительные костыли? Кто их теперь такие делает?
Глава не сомневается, что средства, вырученные от продажи рельс, пойдут на развитие «Кневлеса», которому позарез нужна новая техника.
Сказки осинового леса
В свою очередь Александр Базаров, продавец железных дорог, уверяет, что здешние леса скоро понадобятся инвестору, поскольку в Крестецком районе планируется строительство крупного предприятия. Для освоения лесосеки нужны подъездные пути. Поэтому полотно узкоколейки расширят, и она станет автомобильной дорогой.
Если его послушать, то продажа узкоколейки - чуть ли не стратегический замысел. Продал брату, тот сберег объект, а теперь демонтирует. Здорово же! Поди и работа для бывших леспромхозовцев найдется на «крупном предприятии».
Однако на поверку эти радужные перспективы очень большими вилами по воде писаны. В профильных комитетах областной администрации - экономическом и лесного хозяйства и лесной промышленности - «НВ» пояснили, что четких очертаний у проекта еще нет. Что до узкоколейки, то потенциальные инвесторы даже не догадываются о ее существовании. Вот так-то...
Впрочем, у Александра Базарова есть и запасное объяснение. «Железка», не эксплуатировавшаяся почти четверть века, в любой момент может стать дорогой смерти. И вообще, ее ликвидация полностью соответствует... политике президента и губернатора. Имеется в виду сохранность лесфонда. Ведь от любителей природы большие бывают неприятности: «У этих людей в лесу незаконно построены домики. Для заготовки клюквы они используют бомжей. Занимаются браконьерством».
Кстати, о своем доме на неразобранном южном направлении Александр Афанасьевич скромно умолчал. Не смог он припомнить и той суммы, за которую продал узкоколейку родному брату несколько лет назад. Причина родственной сделки, с его слов, следующая. Узкоколейку местами начали разворовывать. Вот и пришлось продать дорогу частному лицу, чтобы в милиции не отмахивались от заявлений о пропаже. Брат, с которым можно решать вопросы на одном честном слове, был наилучшим кандидатом.       
Мы бы сами купили!
Галина Назарова приехала в Кневицы в 1953-м, успела поучаствовать в строительстве узкоколейки.
- Пусть вернут дорогу на место, вот что я скажу! - голос у Галины Михайловны срывается от возмущения. - Я там здоровье потеряла, а Базаровых тогда еще и в проекте не было! Да те 20 тысяч рублей, за которые старший брат продал узкоколейку младшему, я бы и сама нашла.
Откуда взялась эта цифра? Сергей Ильин показывает тетрадку, заполненную записями о продажах имущества. Этот рукописный документ якобы был забыт в конторе леспромхоза. Напротив узкоколейки в тетради проставлено 20 тысяч.
- Теперь посчитаем, - говорит Сергей. - Даже если черметом продать, хотя рельсы из высоколегированной стали, то эти несколько десятков километров будут стоить под 30 миллионов!
Когда на крестецком участке сняли около километра рельс, и за это никто не ответил, кневицкие мужики сами нашли виновных. Кое-кто чуть не сел после этого, но охоту к воровству, вроде, отбили. А что теперь делать? Куда ни обращались - никакого толку.  
- А рассказы про бомжей - провокация, - уверяет Сергей. - И про то, что мы из зависти с Базаровыми воюем. Мол, Ильину
леспромхозовскую машину не продали по дешевке, он и обозлился. Мне от них ничего не надо. Миллион приплати, а к ним на работу не пойду. Потому что против людей идут.
Кстати, и предшественник Александра Базарова на директорском посту Владимир Яшин нисколько не сомневается, что решение по узкоколейке неправильное: «У меня столько же оснований продать вам Демянскую администрацию. Купите за 20 тысяч».
А дальше?
Сегодня многие бывшие леспромхозовцы вкалывают на стороне. В Москве, например. До клюквы ли сейчас им? Объективно, мы не знаем, скольким людям реально нужна узкоколейка. Хотя остановишь случайного прохожего, начнешь расспрашивать, и тот скажет, что всем нужна, что по-прежнему все держат тачки. Как бронепоезд революции - на запасном пути.
В районной администрации, как мы поняли, не в восторге от кневицких разборок. «Но ведь нас просто поставили перед фактом, - слова главы Демянского района Александра Федорова. - Чего нет, назад уже не вернешь».
А может, еще не поздно вернуть справедливость? И распорядиться снятыми рельсами таким образом, чтобы хоть погасить многотысячные долги перед людьми? Вот только кто убедит предприимчивых братьев поступить именно так?
{thumbimage 150px 1} Комментарий Олега ВЕРЕНИКИНА, председателя комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области:
- В Крестецком районе действительно намечается инвестиционный проект, который затрагивает лесные угодья Демянского района, в частности окрестности поселка Кневицы. Но каким образом и где инвестор будет строить свои лесные автомобильные дороги и будет ли одна из них построена вместо узкоколейной железной дороги - это на сегодняшний день не известно. Лесные участки еще не переданы инвестору в аренду, и проектирования на строительство им же лесных дорог тоже еще не существует. Все это является планами на 2012-2013 годы. Соответственно, нельзя только этим объяснять разборку узкоколейки.
Точно так же наш комитет не может взять на себя решение проблемы по кневицкой узкоколейке. Поэтому я выскажу сугубо личное мнение. Думаю, что Базаровым хватит лукавить и нагнетать недовольство населения. Лучше оставить дорогу в покое. И наконец, выйти на откровенный разговор с людьми, дать им ответы на те вопросы, которые накопились со времени банкротства леспромхоза. Местная администрация также не должна стоять в стороне. Она вправе инициировать сход граждан. Более того, поселение, ранее принявшее в муниципальную собственность ряд социально значимых объектов леспромхоза, вполне могло взять на свой баланс и бесхозную железную дорогу. Если этого не произошло и не удалось уберечь узкоколейку от посягательств, то хотя бы сейчас не нужно делать вид, что ничего не происходит.

Демянский район
Василий ДУБОВСКИЙ
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Меры поддержки участников СВО и их семей обсудили на заседании комиссии.

Мы рядом!

Состоялось заседание межведомственной комиссии по поддержке участников СВО и членов их семей

20.11.2024 | Общество

Компания «Актив» задумывается о расширении производства, в том числе на территории ОЭЗ «Новгородская».

Чувство опоры

Резидент новгородского технопарка «Трансвит» производит вертикализаторы для детей.

20.11.2024 | Общество

Односельчане, особенно молодёжь, должны знать о своих героях, уверена Ольга Михайловна.

В память о Саше и других

Мама погибшего на СВО бойца создаёт в валдайской деревне мемориальный зал

20.11.2024 | Общество

В новой лавке есть на что посмотреть и о чём поговорить.

«Соловьёвка» вернулась

В здании старинной новгородской гостиницы открылась крафтовая лавка

13.11.2024 | Общество

Посетителям семейных выставок творческая династия предлагает задуматься о том, в чём соль творчества.

Где все будут вместе

О семье и творчестве рассказывают несколько поколений новгородских художников

13.11.2024 | Общество

Общение и взаимоподдержка, возникающие в процессе игры, подзаряжают.

Люди, которые играют

Универсальный инструмент психолога позволяет легко разобраться в сложном

13.11.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА