В России две столицы - Москва и Кневицы. Есть такая местная шутка. Письма в первопрестольную пошли серьезные. Как нам стало известно, жители даже в МВД обратились. Сейчас, вроде, проверка идет.
А вот столичные журналисты свое расследование провели быстро. Из популярной телепередачи «Человек и закон» вся страна узнала, что предприниматели братья Базаровы оставили земляков без средств к существованию. Сколько лет всей деревней пользовались узкоколейкой, и вдруг двое «злоумышленников» (Чехов отдыхает!) дорогу свинтили. Продали к собственной выгоде.
Тень на плетень
{thumbimage 150px 1}Главе поселения Николаю Колесникову то, как преподнесли ситуацию телевизионщики, активно не нравится:
- Вы видите здесь голодающих? У нас картошка уродилась, сады ломятся. Живы будем! Или вы видите массовые протесты? Эта проблема касается максимум двух десятков человек, у которых бизнес на клюкве. Остальные от случая к случаю дорогой пользовались. А жителей в поселке - полторы тысячи.
Николай Владимирович полагает, что корень конфликта - в личной неприязни между последним директором леспромхоза Александром Базаровым и бывшим работником Сергеем Ильиным, главным заводилой обиженных. По мнению Колесникова, у предприятия не было шансов ни уцелеть, ни угодить всем, кто там работал. И хорошо уже то, что хотя бы «Кневлес» во главе с Петром Базаровым на плаву. Пусть там и заняты немногим более 30 человек.
- Если Базаровы не будут здесь работать, вот тогда я точно не знаю, как Кневицы выживут, - признается глава.
Мы на так называемом южном направлении. В считанных метрах от начала путей «припарковано» несколько тачек. Дорога, уходящая в даль, невидимую из-за нависающих кустов, напоминает скорее кривоколейку. А северное направление, его-то и разбирают, старее и выглядит еще хуже.
- Чтобы откапиталить эту узкоколейку, нужны колоссальные деньги, - продолжает Колесников. - На одни только шпалы, которые через каждые 40 сантиметров, невесть сколько уйдет. А металл? Где брать соединительные костыли? Кто их теперь такие делает?
Глава не сомневается, что средства, вырученные от продажи рельс, пойдут на развитие «Кневлеса», которому позарез нужна новая техника.
Сказки осинового леса
В свою очередь Александр Базаров, продавец железных дорог, уверяет, что здешние леса скоро понадобятся инвестору, поскольку в Крестецком районе планируется строительство крупного предприятия. Для освоения лесосеки нужны подъездные пути. Поэтому полотно узкоколейки расширят, и она станет автомобильной дорогой.
Если его послушать, то продажа узкоколейки - чуть ли не стратегический замысел. Продал брату, тот сберег объект, а теперь демонтирует. Здорово же! Поди и работа для бывших леспромхозовцев найдется на «крупном предприятии».
Однако на поверку эти радужные перспективы очень большими вилами по воде писаны. В профильных комитетах областной администрации - экономическом и лесного хозяйства и лесной промышленности - «НВ» пояснили, что четких очертаний у проекта еще нет. Что до узкоколейки, то потенциальные инвесторы даже не догадываются о ее существовании. Вот так-то...
Впрочем, у Александра Базарова есть и запасное объяснение. «Железка», не эксплуатировавшаяся почти четверть века, в любой момент может стать дорогой смерти. И вообще, ее ликвидация полностью соответствует... политике президента и губернатора. Имеется в виду сохранность лесфонда. Ведь от любителей природы большие бывают неприятности: «У этих людей в лесу незаконно построены домики. Для заготовки клюквы они используют бомжей. Занимаются браконьерством».
Кстати, о своем доме на неразобранном южном направлении Александр Афанасьевич скромно умолчал. Не смог он припомнить и той суммы, за которую продал узкоколейку родному брату несколько лет назад. Причина родственной сделки, с его слов, следующая. Узкоколейку местами начали разворовывать. Вот и пришлось продать дорогу частному лицу, чтобы в милиции не отмахивались от заявлений о пропаже. Брат, с которым можно решать вопросы на одном честном слове, был наилучшим кандидатом.
Мы бы сами купили!
Галина Назарова приехала в Кневицы в 1953-м, успела поучаствовать в строительстве узкоколейки.
- Пусть вернут дорогу на место, вот что я скажу! - голос у Галины Михайловны срывается от возмущения. - Я там здоровье потеряла, а Базаровых тогда еще и в проекте не было! Да те 20 тысяч рублей, за которые старший брат продал узкоколейку младшему, я бы и сама нашла.
Откуда взялась эта цифра? Сергей Ильин показывает тетрадку, заполненную записями о продажах имущества. Этот рукописный документ якобы был забыт в конторе леспромхоза. Напротив узкоколейки в тетради проставлено 20 тысяч.
- Теперь посчитаем, - говорит Сергей. - Даже если черметом продать, хотя рельсы из высоколегированной стали, то эти несколько десятков километров будут стоить под 30 миллионов!
Когда на крестецком участке сняли около километра рельс, и за это никто не ответил, кневицкие мужики сами нашли виновных. Кое-кто чуть не сел после этого, но охоту к воровству, вроде, отбили. А что теперь делать? Куда ни обращались - никакого толку.
- А рассказы про бомжей - провокация, - уверяет Сергей. - И про то, что мы из зависти с Базаровыми воюем. Мол, Ильину
леспромхозовскую машину не продали по дешевке, он и обозлился. Мне от них ничего не надо. Миллион приплати, а к ним на работу не пойду. Потому что против людей идут.
Кстати, и предшественник Александра Базарова на директорском посту Владимир Яшин нисколько не сомневается, что решение по узкоколейке неправильное: «У меня столько же оснований продать вам Демянскую администрацию. Купите за 20 тысяч».
А дальше?
Сегодня многие бывшие леспромхозовцы вкалывают на стороне. В Москве, например. До клюквы ли сейчас им? Объективно, мы не знаем, скольким людям реально нужна узкоколейка. Хотя остановишь случайного прохожего, начнешь расспрашивать, и тот скажет, что всем нужна, что по-прежнему все держат тачки. Как бронепоезд революции - на запасном пути.
В районной администрации, как мы поняли, не в восторге от кневицких разборок. «Но ведь нас просто поставили перед фактом, - слова главы Демянского района Александра Федорова. - Чего нет, назад уже не вернешь».
А может, еще не поздно вернуть справедливость? И распорядиться снятыми рельсами таким образом, чтобы хоть погасить многотысячные долги перед людьми? Вот только кто убедит предприимчивых братьев поступить именно так?
- В Крестецком районе действительно намечается инвестиционный проект, который затрагивает лесные угодья Демянского района, в частности окрестности поселка Кневицы. Но каким образом и где инвестор будет строить свои лесные автомобильные дороги и будет ли одна из них построена вместо узкоколейной железной дороги - это на сегодняшний день не известно. Лесные участки еще не переданы инвестору в аренду, и проектирования на строительство им же лесных дорог тоже еще не существует. Все это является планами на 2012-2013 годы. Соответственно, нельзя только этим объяснять разборку узкоколейки.
Точно так же наш комитет не может взять на себя решение проблемы по кневицкой узкоколейке. Поэтому я выскажу сугубо личное мнение. Думаю, что Базаровым хватит лукавить и нагнетать недовольство населения. Лучше оставить дорогу в покое. И наконец, выйти на откровенный разговор с людьми, дать им ответы на те вопросы, которые накопились со времени банкротства леспромхоза. Местная администрация также не должна стоять в стороне. Она вправе инициировать сход граждан. Более того, поселение, ранее принявшее в муниципальную собственность ряд социально значимых объектов леспромхоза, вполне могло взять на свой баланс и бесхозную железную дорогу. Если этого не произошло и не удалось уберечь узкоколейку от посягательств, то хотя бы сейчас не нужно делать вид, что ничего не происходит.
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)