Воскресенье, 24 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Одиночество «Серебряного волка»

{thumbimage 150px 1}Славянские боевые искусства находятся на грани забвения
Проблема невысокой популярности славянских боевых искусств не надумана. Хотя бы уже потому, что такие слова, как «карате», «ай-кидо» или «сумо», у простых обывателей на слуху бывают гораздо чаще, нежели «славяно-горицкая борьба», «штурм» или «буза». Однако согласитесь, что последние русскому человеку гораздо ближе. 
Впрочем, нам в этом плане повезло. В Новгороде на протяжении уже 10 лет работает клуб славяно-горицкой борьбы, технику которой в конце прошлого века разработал московский писатель, историк боевых искусств Александр Белов на основе реконструкции подлинных техник старинных видов рукопашного боя: «сечи», «кружала», «карусельного боя», даже драки «с каблучка»
Ранее приемы боя, легшие в основу славяно-горицы, на Руси передавались от отца к сыну, теперь приемам этим, как говорится, не до жиру. Однако ощущение родственности учителя и ученика сохранилось и по наши дни. Учитель, он не мастер, не преподаватель, а по-родственному - Дядька. И строгий, и справедливый. 
Наша сила
{thumbimage 150px 1}Новгородский Дядька - Сергей ПОЛТАРАНИН, бывший омоновец, кандидат в мастера спорта по рукопашному бою. Он длительное время занимался карате, но остановился все же на славяно-горице, пройдя соответствующие курсы в Алма-Ате, где  служил долгое время. До переезда в Новгород в 1998 году о преподавательской практике Полтаранин, признается, не думал, просто хотел продолжать занятия славяно-горицкой борьбой. Но ничего подобного ни в области, ни в городе не оказалось, и пришлось ему переквалифицироваться в Дядьку.
Учитывая сложившуюся ситуацию, смотреть на Сергея Полтаранина стоит не только как на организатора очередного клуба по борьбе, но и как на человека, возрождающего древние традиции. Впрочем, это у нас в России их надо возрождать, а за границей о них помнят.
- Когда я еще жил в Алма-Ате и служил в ОМОНе, к нам приехал начальник охраны королевской семьи из Англии, - вспоминает Сергей. - Мы посмотрели на его приемы, а потом мой дядька стал ему показывать наши. А он у меня худой, интеллигентного вида, в очках на веревочке, в общем, с первого взгляда не скажешь, что тренированный человек. И вот этот англичанин и так, и эдак нападает на нашего интеллигента, а подобраться не может! В итоге уложил дядька его на ковер одной рукой. Пока шла борьба, переводчик англичанина ее на видеокамеру записывал. А сам начальник охраны потом признался, что однажды уже видел нечто подобное в американском спецназе. Только американский спецназ его и близко не подпускал, видимо, берегут американцы эти приемы. Откуда, вы думаете, в Европе и Америке наши боевые техники? Да увезены русскими офицерами, эмигрировавшими после революции!
Тем более и нам грешно о них забывать. Сергей, перебравшись из Селищ в Новгород, примкнул к историко-этнографическому клубу «Рать». Однако и в нем не нашлось славяно-горицы. Позанимавшись там немного, наш герой ушел на вольные хлеба, попутно пытаясь организовать собственную школу по обучению уникальной славянской борьбе.
Такая политика
Только вот школы не получилось, хотя Дядька и планировал давать занятия для школьников или для сотрудников правоохранительных органов. «Может, не у тех людей помощи искал?» - сомневается Сергей.
Вместо школы был организован клуб славяно-горицкой борьбы «Серебряный волк». Впрочем, на сегодняшний день и это скорее общество по интересам, чем официальный спортивный клуб. Собственного зала нет, показательных выступлений не проводится, также нет ни финансирования, ни платы за обучение борьбе. Само обучение, к слову, в летние месяцы проводится на открытом воздухе. Получается, что кандидат в мастера спорта, бывший омоновец Сергей Полтаранин - альтруист.
- Было время, когда мы имели большие проблемы с местом для занятий: у нас не было спортзала. Тогда нам очень помог председатель Новгородского отделения Союза десантников России Александр Тарасов, - вспоминает Сергей Полтаранин. - Благодаря его помощи мы перебрались в «Манеж», перекантовались, но потом вновь стали, что называется, нерентабельными.
Сейчас эти проблемы решены, в зимние месяцы клуб вновь будет пристроен. А о собственной школе Сергей больше не думает: нет ни сил, ни здоровья, ни средств для её организации. Свою деятельность «Серебряный волк» особо не рекламирует, работает в заведенном порядке. Но лучшие ученики Сергея уезжают в Питер, и, возможно, когда-нибудь случится так, что в древнем городе будет просто некому преподавать древнее славянское воинское искусство.
- Про нас уже и телевидение сюжет снимало, и в историческом фильме наш клуб принимал участие: мы боролись на мосту. Теперь вот ваша газета пишет, - грустно улыбается Дядька. - Но идет время, и все остается, как было. Я, когда вышел на пенсию, обратил внимание, что о военных ветеранах, вообще, очень часто вспоминают только по праздникам, когда надо показательное выступление провести. Кстати, я ведь длительное время работал в милиции, у меня там много знакомых осталось, так они мне шепнули по секрету, что наш клуб уже взят на карандаш: не националисты ли мы? А из-за чего? Из-за того, что в нашем названии присутствует слово «славянская». Заявляю прямо: мы к ним никакого отношения не имеем...
Впрочем, хочется верить, что не все еще потеряно и забвения древней борьбы не случится. Пока с нами Дядька, у нас всегда есть возможность побороться.
Чужая Азия
Рассказывать об уникальности славяно-горицы можно долго. В ней нет правил и нет показушности. Атакующие движения не прекращаются до тех пор, пока противник не повержен. Приемы простые, подчас незаметные, удары молниеносные. И обучиться при комплексном подходе славяно-горице можно за год. Всего один год, и боец может выстоять против нескольких противников сразу. Не зря это единоборство называют борьбой слабого против сильного и сильного против многих. Если боец считает, что уже достиг определенных успехов в славяно-горицкой борьбе, то может побороться и за право носить символ клуба - серебряный перстень с перунским крестом.
Несмотря на чудное блоковское «да, скифы мы, да, азиаты мы...», славянские техники единоборств для русского человека предпочтительнее восточных. Ведь в них задействуются иные группы мышц и используются иные движения, так как у славянина центр тяжести расположен в районе солнечного сплетения, а у восточного человека - чуть ниже пояса. К тому же восточные единоборства рассчитаны на борьбу босиком, в кимоно или другой легкой одежде, славянские позволят дать отпор противнику, даже если вы в ботинках и зимней куртке.
- У нас даже есть специальный удар каблуком в живот, - комментирует Дядька Сергей. - Чем тяжелей одета нога, тем лучше он получается. Кстати, славяно-горицкая борьба рассчитана на абсолютно разных бойцов. Худощавому подойдет охотницкий бой, маленькому, но плотному, - кулачный. Противопоказаний нет. У меня занимались и люди с травмами позвоночника, и молодой человек, у которого в ноге была спица. В принципе, если попробовать, можно и инвалида научить. Я его научу костыли как орудие боя использовать.
Есть у славяно-горицы и еще одно существенное отличие от восточных единоборств. В последних приемы, что азиатская мозаика, - шлифуются на тренировке по одному до тех пор, пока воин не достигнет в них совершенства. А перед воином-славянином эти камушки-приемы вываливаются все в раз: бери сколько сможешь унести, за остальными на следующее занятие придешь. Может, и кажутся с современных позиций такие методы тренировок странными, да такой вот у нас менталитет. И результат не обманывает ожиданий.
Алина БЕРИАШВИЛИ
Фото из архива Сергея ПОЛТАРАНИНА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Меры поддержки участников СВО и их семей обсудили на заседании комиссии.

Мы рядом!

Состоялось заседание межведомственной комиссии по поддержке участников СВО и членов их семей

20.11.2024 | Общество

Компания «Актив» задумывается о расширении производства, в том числе на территории ОЭЗ «Новгородская».

Чувство опоры

Резидент новгородского технопарка «Трансвит» производит вертикализаторы для детей.

20.11.2024 | Общество

Односельчане, особенно молодёжь, должны знать о своих героях, уверена Ольга Михайловна.

В память о Саше и других

Мама погибшего на СВО бойца создаёт в валдайской деревне мемориальный зал

20.11.2024 | Общество

В новой лавке есть на что посмотреть и о чём поговорить.

«Соловьёвка» вернулась

В здании старинной новгородской гостиницы открылась крафтовая лавка

13.11.2024 | Общество

Посетителям семейных выставок творческая династия предлагает задуматься о том, в чём соль творчества.

Где все будут вместе

О семье и творчестве рассказывают несколько поколений новгородских художников

13.11.2024 | Общество

Общение и взаимоподдержка, возникающие в процессе игры, подзаряжают.

Люди, которые играют

Универсальный инструмент психолога позволяет легко разобраться в сложном

13.11.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА