Замуж за границу
«Вероятно, от тоски по Родине, родителям и особенно по своему сыну моя дочь заболела и была помещена в психиатрическую больницу. Когда я последний раз разговаривала с ней, она была очень взволнована и сказала, что господин Шульц удерживает ее в стране силой. Прошу вас, обратитесь в консульство Германии с тем, чтобы немецкие власти и полиция повлияли на него и нашли возможность отправить мою дочь в Россию...». Это строки из письма, которое прислала в аппарат уполномоченного пожилая жительница Великого Новгорода Александра Иванова. Его невозможно читать без слез: на четырех плотно исписанных страницах полная драматизма история дочери, более шести лет назад покинувшей родину, и неприкрытое отчаяние матери.
...Тамаре было уже за сорок, когда она познакомилась с Херманом Шульцем. Общение по Интернету за несколько месяцев переросло в дружбу, а затем и в любовь. Поэтому одинокая новгородка очень обрадовалась, когда ее немецкий друг предложил ей руку и сердце. Тем более что он не возражал и против приезда в Германию 10-летнего сына своей будущей жены. Но сначала надо было заключить брак. Готовясь к нему, Тамара не одну неделю собирала у себя на родине разнообразные справки, но наконец-то день отъезда настал. Обняв на прощание сына и маму, женщина отправилась навстречу новой жизни.
Первые звонки домой были радостными и даже восторженными. Единственно настораживало мать Тамары то, что дочь все не называла точную дату свадьбы. Проходили недели, месяцы, годы, а в жизни невесты так ничего и не изменилось. Более того, закончились сроки действия ее российского паспорта и зарубежной визы, и женщина находилась в Германии уже нелегально. Сын стал забывать свою маму, голос которой в телефонной трубке становился все грустнее и грустнее, а потом и пропал вовсе. Тогда родственники в Великом Новгороде забили настоящую тревогу, и, как оказалось, не зря: немецкий жених поместил свою русскую невесту в психиатрическую больницу. Выйдя из нее, женщина смогла сообщить об этом матери, и уже откровенно умоляла вызволить ее из Германии на родину.
Автор письма рассказала, что она вместе с родственниками уже не раз обращалась в комитет по опеке и попечительству и в комитет по международным связям. Везде к ней относились с пониманием и отправляли в Германию очередные послания, рассказывающие о тоске сына и взывающие к совести и здравому смыслу господина Шульца. Но все было безрезультатно: немецкий «жених» не отвечал, а дочь не могла вырваться из его дома в городе Кобленц и добраться до российского консульства.
Тогда в аппарате Уполномоченного по правам человека в Новгородской области решили сами обратиться к генеральному консулу РФ в Германии. Что из этого получилось, рассказывает руководитель аппарата Татьяна САМУШЕНКОВА:
- Мы рассказали генеральному консулу обо всех подозрениях матери Тамары. А также о том, что женщина фактически нелегально проживает в Германии и у нее закончился срок действия российского паспорта. Кроме того, мы сообщили немецкий адрес проживания Тамары и попросили всяческого содействия в ее поиске и возвращении на родину. Хочу сказать, что немецкая сторона отреагировала оперативно. Буквально через несколько дней у нас в кабинете раздался звонок из консульства, а вскоре мы получили и официальный ответ. В нем сообщался номер рейса, на котором Тамара вылетает на родину. Можете себе представить, с какой радостью встретили ее родные! Подобные моменты - самая большая награда для нас и стимул работать.
Справка для педагога
Передо мной несколько подшитых вместе листов переписки новгородского уполномоченного с коллегой из Кыргызстана, омбудсменом Турсунбеком Акуном. Цель переписки - получение справки, подтверждающей трудовой стаж учительницы химии, девять лет отработавшей в этой республике. Без нее женщина, ныне проживающая в Новгородской области, не могла получить заслуженную пенсию. Если посмотреть на дату первого запроса и последнего ответа, то получается, что на решение этого на первый взгляд пустяшного дела ушло целых два года. Татьяна Самушенкова рассказывает почему:
- Педагог обратилась к нам в начале 2010 года, как раз в то время, когда в Кыргызстане было неспокойно. А вскоре и вовсе начались драматические события, вызванные противостоянием сторонников кланового режима Бакиева и временного правительства. Они переросли в межнациональные столкновения, и в республике, особенно в ее южных регионах, царила полная неразбериха. Было понятно, что местным чиновникам не до справок. Но мы все же направили запрос в адрес омбудсмена Кыргызстана. Уже одно то, что он откликнулся, обнадеживало. В своем письме наш коллега написал о своем запросе в мэрию того города, где работала учительница, и о том, что он также не получил ответа: «Выражая вам благодарность за содействие в решении проблем бывших кыргызстанских граждан, сообщаю, что в связи с известными событиями государственные органы, ответственные за предоставление требуемых материалов, работают нестабильно. Заверяю, что при наведении порядка и спокойствия в южном регионе страны вопрос решится положительно». И действительно, в феврале 2011 года необходимые документы поступили в отдел Пенсионного фонда Мошенского района. Пенсионные права педагога были восстановлены. И мы, и заявительница очень благодарны нашему коллеге из Кыргызстана, который, несмотря на творящийся в стране хаос, все-таки решил эту проблему.
Сотрудникам аппарата уполномоченного ежегодно приходится решать по нескольку дел, требующих вмешательства и содействия зарубежных правозащитников и дипломатов. Только за последнее время наработанная практика позволила решать такие проблемы, как, например, обеспечить жильем девочку-сироту, сменившую в своей жизни несколько стран, или оформить на Новгородчине пенсию голодающей старушке, живущей в Таджикистане и имеющей двойное гражданство. В настоящее время сотрудничество с правозащитниками из бывших союзных республик и дальнего зарубежья продолжается, и Уполномоченный по правам человека в Новгородской области Галина Матвеева уверена, что все находящиеся в рассмотрении дела завершатся успешно.
В поисках мамы
Последняя история, о которой я хочу рассказать, еще не закончена. Но уже сегодня она может послужить сценарием для художественного фильма или романа.
Началась она в Великом Новгороде в 1966 году. Молодая женщина, назовем ее Анна, не только скрыла от своего возлюбленного беременность и рождение ребенка, но и отказалась от малыша, узнав от врачей неутешительный диагноз - ДЦП. А вскоре и сама уехала из наших краев в одну из южных республик бывшего СССР. Помнила ли она все последующие годы о своем оставленном в роддоме ребенке - одному Богу известно. Зато он, едва повзрослев, твердо решил найти родителей, несмотря на все испытанные невзгоды.
Подкидыша назвали в больнице Тарасом. Несмотря на церебральный паралич, он рос развитым и смышленым ребенком. Даже в доме-интернате, где он воспитывался, все отмечали самостоятельность и целеустремленность подопечного. Поэтому он не пропал и во взрослой жизни после своего 18-летия: обустроился в полученной квартире, освоил компьютер, стал заниматься спортом и написал первые главы своей будущей книги. А еще Тарас приступил к поиску работы и... своих родителей. Понимая, что самому с этим не справиться, он обратился за помощью к уполномоченному по правам человека. Сотрудники аппарата признались, что активная жизненная позиция молодого человека всех подкупила, но они и сами не ожидали того результата, которым завершились поиски.
...В один из дней в кабинете уполномоченного раздался телефонный звонок. Взволнованный мужской голос с южным акцентом представился отцом Тараса и признался, что существование сына было для него полной неожиданностью. И когда на пороге его квартиры появился местный омбудсмен, пришла очередь жены сделать признание. Плачущая женщина рассказала мужу, что действительно в молодости родила ребенка, но была уверена, брошенный ею малыш не выжил.
Чем закончится эта история, пока что не известно. Родители выразили твердую уверенность встретиться с сыном, но согласится ли сам Тарас соединиться с семьей, которую он так долго искал, остается под вопросом. Хотя так хочется верить в хороший финал.
Примечание: фамилии и имена героев материала изменены из этических соображений.
Уполномоченный по правам человека в Новгородской области Галина МАТВЕЕВА:
{thumbimage 150px 1}- В современном мире миграционные процессы очень активны, но граждане бывшего нашего союза не всегда хотят понимать, что в настоящий момент у каждого государства свои законы и нормы, которые отличаются друг от друга. Необходимо их знать, уважать и выполнять. Поскольку правовой нигилизм ярко присутствует в обществе, и граждане порой очень безответственно относятся к своей жизни, то и получаются правовые казусы, в которых они обвиняют органы власти и «неправильные» законы.
Согласно статье 14 областного закона от 3 ноября 2005 года «Об Уполномоченном по правам человека в Новгородской области» уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, по мнению которых на территории Новгородской области нарушены или нарушаются их права и свободы.
Однако случается так, что обратившимся в адрес уполномоченного гражданам необходимо оказать содействие в восстановлении их прав путем обращения в другое государство.
Поначалу казалось, что решать такие вопросы будет сложно. Однако, как показала практика, государственные органы иностранных государств, иностранные уполномоченные по правам человека оперативно реагируют на такие просьбы, и, что самое важное, практически всегда имеется положительный результат в работе.
Такая оперативность и успешность в восстановлении прав граждан и просто оказание им посильной помощи после обращения Уполномоченного по правам человека в Новгородской области в другие государства является показателем соответствующего отношения за рубежом к самому институту уполномоченного по правам человека. За границей данный орган является серьезнейшим и важнейшим звеном правового государства.
Надеюсь, и в Российской Федерации со временем мы придем именно к такому пониманию института уполномоченного по правам человека.
Фото из архива «НВ»