Воскресенье, 24 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Опознанный нелетающий объект

{thumbimage 150px 1}Когда эстетическое и утилитарное входят друг с другом в конфликт, получается Круглый гараж
Каждый новгородец, шагающий по улице Нехинской (в то, что здесь прогуливаются гости города, поверить не так легко), наверняка останавливал свой взгляд на строении, напоминающем цирк, а в действительности это гараж НПАТП № 1, ярко выделяющийся среди серой массы типовых зданий промышленного назначения.
Да, необычно. Но чтобы навсегда поставить метку «интересно» напротив этого объекта, нужно хотя бы раз оказаться под его куполом. Правда, попасть внутрь не так просто - вход на территорию автопредприятия осуществляется исключительно по пропускам. Спокойно прогуляться по территории объекта и узнать множество любопытных фактов из его истории мне помог Георгий КИЛЬПИЯЙНЕН, водитель, работающий в ПАТП со времени постройки гаража.
Круг vs прямоугольник
Необходимость появления в Великом Новгороде большого гаража для общественного транспорта назрела в 1960-е годы. Именно тогда руководители пассажирского предприятия, обслуживающего территорию города и Новгородского района, поняли, что тесниться в небольшом здании на Хутынской невозможно. Не на головах же друг у друга жить! И приступили к действиям.
- Как раз в это время питерские архитекторы привезли в Новгород экстравагантный макет круглого гаража. Первый раз посмотрев на макет, мы все так и подумали, что здание спроектировано для какого-нибудь столичного цирка, - вспоминает Георгий Петрович. - Архитекторы поулыбались в ответ, но в главном вопросе были очень даже серьёзны. Обстоятельно познакомили нас с чертежами, рассказали, что проект совсем свежий и не имеет аналогов, а в придачу пообещали, что уже в 1970 году,  к 100-летию Владимира Ильича Ленина, мы сможем переехать в новенькое здание. Сотрудникам сообщили, что на территории будущего гаража появятся раздевалки, душевые, спортзал и ещё много чего. Пошутили, что при желании в нем можно хоть каток заливать, хоть балет танцевать.
К слову, альтернативой «кругляшу» был проект вполне обыкновенного прямоугольного гаража, так что выбор существовал. Но восторг от полёта архитектурной мысли был полным и, кстати говоря, вполне понятным. Тот самый макет, очаровавший новгородцев в далёкие 1970-е годы, и по сей день стоит в «Красном уголке» МУП ПАТ-2 на Хутынской и по-прежнему удивляет тех, кому его показывают впервые.
Короче, руководство НПАТП одобрило диковинный проект. С местом долго не раздумывали: пустырь на Нехинской располагал к активному освоению. Даже болотистый грунт решимости не остудил. Стройка закипела. И блюдо было готово через... 10 лет. Как говорится, гладко на бумаге.
Прагматик и авось
Так что 100-летие вождя пролетариата транспортники отметили всё там же на Хутынской, как и его 105-летие. Окончательно и бесповоротно здание Круглого гаража был сдано лишь в 1982 году. Правда, переезд на Нехинскую коллектив НПАТП-1 совершил, не дожидаясь официального пуска: с 1978 года параллельно работали и достраивали объект.  
- Вообще-то, мы и сейчас его достраиваем, - признаётся Георгий Петрович. - Видно, такая судьба у проекта: никогда не поставишь точку.
К слову, некоторые «трудности» в осуществлении начерченного на бумаге начали ощущаться буквально сразу после того, как стройке дали ход.
- Вот представьте: строят-строят, всё по графику, коллектив доволен. И вдруг встает у строителей вопрос: «Чем перекрывать крыши, ведь площадь просто огромная, никакие ванты не выдержат?». А проектировщики не знают. И бумаги отправляются в инженерный институт на доработку, - вспоминает Кильпияйнен.
Когда проблему с крышей (чтобы не поехала) решили, оказалось, под куполом что-то уж слишком темно. Решили «прорубить» дополнительные окна. Потом поняли, что из-за своей оригинальной конструкции зимой и в сильные дожди крыша гаража может провисать и собирать воду. Да вдруг проломится.
- Это ещё что, диаметр нашего гаража - 102 метра. Чуть раньше, чем в Новгороде, стройка по аналогичному проекту началась в Киеве. Правда, их круг в диаметре был 162 метра, - рассказывает мой провожатый. - Помню, мы ещё до крыши не дошли, а они уже сделали. Поэтому человек 20 новгородцев снарядили в экспедицию на Украину, чтобы, так сказать, набраться опыта у коллег из братской тогда республики.
Приехали и узнали, что опасения относительно крыши верны. Опорные ванты на киевском Круглом прогнулись так сильно, что на стыке кровли и стен образовалась ложбина, в которой  скапливалась вода. Киевляне как раз ломали голову над тем, как её откачивать: насосы ставили и чего только не придумывали, да всё без толку.
Ради справедливости отметим, что на предупреждения новгородцам, что у них будет то же самое, киевляне не скупились. Но наш брат, как известно, русскому «авось» доверяет.
- У нас же диаметр почти в полтора раза меньше, значит, и проблемы может не быть, - вспоминает Кильпияйнен настрой того времени. - Зря понадеялись. Украинцы оказались правы.
Правда, по киевскому сценарию, столкнувшись с проблемой, мы играть всё-таки не захотели. Насосы ставить не стали, а взяли да и пробили дыры в кровле, как раз в местах скопления влаги. Вода стекала под купол и уходила в канализацию через дренажную систему. «Что-что, а дренаж у нас сделан просто отлично! До сих пор работает, - гордится Георгий Петрович. - Но не думайте, что на этом все закончилось!».
Дело в том, что изначально гараж был рассчитан на автобусы типа «ЛАЗ». У них выхлопные газы при работе поднимаются кверху, поэтому проблем с загазованностью как-то не предполагали. Но к моменту окончания строительства, «ЛАЗов» в эксплуатации почти не осталось. Тут-то работники гаража и почувствовали все прелести дизельных двигателей. Их выхлоп как раз остаётся внизу. Пришлось сочинять мощнейшую вытяжку и даже вводить особую должность: по сей день специальный сотрудник проверяет, одевают ли водители шланги на выхлопные трубы, не газуют ли  в воздух.
Достойным завершением этой части будет рассказ о том, что новгородцы, а может быть, и киевляне, не раз позавидовали своим коллегам из Пскова. Псковичи, тоже нуждавшиеся в просторном гараже, на красивые формы не повелись, а быстро построили 40 лет назад самый обычный гараж и до сих пор не жалуются.  
Всё по фен-шуй
Удивительно, что при очевидных сложностях в эксплуатации Круглый гараж не только не разобран, но и по сей день успешно справляется с возложенными на него обязанностями. «Помогают грамотная экономика и поступательное развитие предприятия», - уверяет начальство.
Кроме того, территория Круглого гаража отлично подходит для съёмок фильма об НЛО: кинематографический штамп об экстерьере летающей тарелки наконец-то можно было бы разбавить картинкой того, что творится у неё внутри. А это, что ни говори, красота! Пожалуй, та самая, промышленная, которую без устали воспевали в советские годы.
Описывать её словами - бессмысленно. Только вдумайтесь: под огромным куполом, держащимся на одном центральном столбе и протянутых к нему вантах, с лёгкостью размещается 80 автобусов. А план эвакуации без единого прямого угла поражает воображение своей футуристичностью. Зато какой-то парковочной разметки на территории гаража нет. «За столько-то лет каждый хорошо освоил своё место», - комментирует Георгий Петрович.
Ещё одна изюминка гаража, также вытекающая из его архитектурных особенностей, - административные помещения или, проще говоря, кабинеты начальства, удачно вписанные в диаметр гаража. Признаюсь честно, их не совсем обычная форма в глаза не бросается - слишком уж велик диаметр круга, но, присмотревшись, можно понять, что стандартных прямоугольных комнат здесь не найдёшь. Другое дело - коридор, опоясывающий гараж по окружности и связывающий кабинеты между собой. Что-что, а его кривизна заметна с первого же взгляда. Отсюда и пошла правдивая присказка: «В НПАТП за углом особо не пошушукаешься. Нет углов!».
- Чего греха таить, персонал любит поругать это здание, но если бы кто-то сейчас завёл речь о переезде, всем и сразу стало бы жалко, - уверен Георгий Кильпияйнен. - Как-то у нас тут всё логично и к месту: швейный цех, ремонтные участки, спортивный комплекс со своим футбольным и волейбольным полем, бассейн, сауна. А когда поставили автоматическую мойку, все бегали смотреть на неё как на чудо техники. Раньше-то автобусы мыли исключительно вручную.
Кстати, ходят слухи, что киевляне от предложенного Ленинградом детища всё же устали и разобрали купол гаража. Тем сильнее НПАТП гордится своими хоромами. На всю территорию бывшего Советского Союза осталось только одно такое здание.
*    *    *
Сегодня специальная комиссия регулярно проверяет состояние опорных вантов, на которых лежит вся тяжесть кровли. Их нынешнее хорошее состояние свидетельствует о том, что в ближайшее время гаражу ничего не угрожает. Впрочем, всему есть свой срок.
Мария КЛАПАТНЮК
Владимир БОГДАНОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Меры поддержки участников СВО и их семей обсудили на заседании комиссии.

Мы рядом!

Состоялось заседание межведомственной комиссии по поддержке участников СВО и членов их семей

20.11.2024 | Общество

Компания «Актив» задумывается о расширении производства, в том числе на территории ОЭЗ «Новгородская».

Чувство опоры

Резидент новгородского технопарка «Трансвит» производит вертикализаторы для детей.

20.11.2024 | Общество

Односельчане, особенно молодёжь, должны знать о своих героях, уверена Ольга Михайловна.

В память о Саше и других

Мама погибшего на СВО бойца создаёт в валдайской деревне мемориальный зал

20.11.2024 | Общество

В новой лавке есть на что посмотреть и о чём поговорить.

«Соловьёвка» вернулась

В здании старинной новгородской гостиницы открылась крафтовая лавка

13.11.2024 | Общество

Посетителям семейных выставок творческая династия предлагает задуматься о том, в чём соль творчества.

Где все будут вместе

О семье и творчестве рассказывают несколько поколений новгородских художников

13.11.2024 | Общество

Общение и взаимоподдержка, возникающие в процессе игры, подзаряжают.

Люди, которые играют

Универсальный инструмент психолога позволяет легко разобраться в сложном

13.11.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА