Круг vs прямоугольник
Необходимость появления в Великом Новгороде большого гаража для общественного транспорта назрела в 1960-е годы. Именно тогда руководители пассажирского предприятия, обслуживающего территорию города и Новгородского района, поняли, что тесниться в небольшом здании на Хутынской невозможно. Не на головах же друг у друга жить! И приступили к действиям.
- Как раз в это время питерские архитекторы привезли в Новгород экстравагантный макет круглого гаража. Первый раз посмотрев на макет, мы все так и подумали, что здание спроектировано для какого-нибудь столичного цирка, - вспоминает Георгий Петрович. - Архитекторы поулыбались в ответ, но в главном вопросе были очень даже серьёзны. Обстоятельно познакомили нас с чертежами, рассказали, что проект совсем свежий и не имеет аналогов, а в придачу пообещали, что уже в 1970 году, к 100-летию Владимира Ильича Ленина, мы сможем переехать в новенькое здание. Сотрудникам сообщили, что на территории будущего гаража появятся раздевалки, душевые, спортзал и ещё много чего. Пошутили, что при желании в нем можно хоть каток заливать, хоть балет танцевать.
К слову, альтернативой «кругляшу» был проект вполне обыкновенного прямоугольного гаража, так что выбор существовал. Но восторг от полёта архитектурной мысли был полным и, кстати говоря, вполне понятным. Тот самый макет, очаровавший новгородцев в далёкие 1970-е годы, и по сей день стоит в «Красном уголке» МУП ПАТ-2 на Хутынской и по-прежнему удивляет тех, кому его показывают впервые.
Короче, руководство НПАТП одобрило диковинный проект. С местом долго не раздумывали: пустырь на Нехинской располагал к активному освоению. Даже болотистый грунт решимости не остудил. Стройка закипела. И блюдо было готово через... 10 лет. Как говорится, гладко на бумаге.
Прагматик и авось
Так что 100-летие вождя пролетариата транспортники отметили всё там же на Хутынской, как и его 105-летие. Окончательно и бесповоротно здание Круглого гаража был сдано лишь в 1982 году. Правда, переезд на Нехинскую коллектив НПАТП-1 совершил, не дожидаясь официального пуска: с 1978 года параллельно работали и достраивали объект.
- Вообще-то, мы и сейчас его достраиваем, - признаётся Георгий Петрович. - Видно, такая судьба у проекта: никогда не поставишь точку.
К слову, некоторые «трудности» в осуществлении начерченного на бумаге начали ощущаться буквально сразу после того, как стройке дали ход.
- Вот представьте: строят-строят, всё по графику, коллектив доволен. И вдруг встает у строителей вопрос: «Чем перекрывать крыши, ведь площадь просто огромная, никакие ванты не выдержат?». А проектировщики не знают. И бумаги отправляются в инженерный институт на доработку, - вспоминает Кильпияйнен.
Когда проблему с крышей (чтобы не поехала) решили, оказалось, под куполом что-то уж слишком темно. Решили «прорубить» дополнительные окна. Потом поняли, что из-за своей оригинальной конструкции зимой и в сильные дожди крыша гаража может провисать и собирать воду. Да вдруг проломится.
- Это ещё что, диаметр нашего гаража - 102 метра. Чуть раньше, чем в Новгороде, стройка по аналогичному проекту началась в Киеве. Правда, их круг в диаметре был 162 метра, - рассказывает мой провожатый. - Помню, мы ещё до крыши не дошли, а они уже сделали. Поэтому человек 20 новгородцев снарядили в экспедицию на Украину, чтобы, так сказать, набраться опыта у коллег из братской тогда республики.
Приехали и узнали, что опасения относительно крыши верны. Опорные ванты на киевском Круглом прогнулись так сильно, что на стыке кровли и стен образовалась ложбина, в которой скапливалась вода. Киевляне как раз ломали голову над тем, как её откачивать: насосы ставили и чего только не придумывали, да всё без толку.
Ради справедливости отметим, что на предупреждения новгородцам, что у них будет то же самое, киевляне не скупились. Но наш брат, как известно, русскому «авось» доверяет.
- У нас же диаметр почти в полтора раза меньше, значит, и проблемы может не быть, - вспоминает Кильпияйнен настрой того времени. - Зря понадеялись. Украинцы оказались правы.
Правда, по киевскому сценарию, столкнувшись с проблемой, мы играть всё-таки не захотели. Насосы ставить не стали, а взяли да и пробили дыры в кровле, как раз в местах скопления влаги. Вода стекала под купол и уходила в канализацию через дренажную систему. «Что-что, а дренаж у нас сделан просто отлично! До сих пор работает, - гордится Георгий Петрович. - Но не думайте, что на этом все закончилось!».
Дело в том, что изначально гараж был рассчитан на автобусы типа «ЛАЗ». У них выхлопные газы при работе поднимаются кверху, поэтому проблем с загазованностью как-то не предполагали. Но к моменту окончания строительства, «ЛАЗов» в эксплуатации почти не осталось. Тут-то работники гаража и почувствовали все прелести дизельных двигателей. Их выхлоп как раз остаётся внизу. Пришлось сочинять мощнейшую вытяжку и даже вводить особую должность: по сей день специальный сотрудник проверяет, одевают ли водители шланги на выхлопные трубы, не газуют ли в воздух.
Достойным завершением этой части будет рассказ о том, что новгородцы, а может быть, и киевляне, не раз позавидовали своим коллегам из Пскова. Псковичи, тоже нуждавшиеся в просторном гараже, на красивые формы не повелись, а быстро построили 40 лет назад самый обычный гараж и до сих пор не жалуются.
Всё по фен-шуй
Удивительно, что при очевидных сложностях в эксплуатации Круглый гараж не только не разобран, но и по сей день успешно справляется с возложенными на него обязанностями. «Помогают грамотная экономика и поступательное развитие предприятия», - уверяет начальство.
Кроме того, территория Круглого гаража отлично подходит для съёмок фильма об НЛО: кинематографический штамп об экстерьере летающей тарелки наконец-то можно было бы разбавить картинкой того, что творится у неё внутри. А это, что ни говори, красота! Пожалуй, та самая, промышленная, которую без устали воспевали в советские годы.
Описывать её словами - бессмысленно. Только вдумайтесь: под огромным куполом, держащимся на одном центральном столбе и протянутых к нему вантах, с лёгкостью размещается 80 автобусов. А план эвакуации без единого прямого угла поражает воображение своей футуристичностью. Зато какой-то парковочной разметки на территории гаража нет. «За столько-то лет каждый хорошо освоил своё место», - комментирует Георгий Петрович.
Ещё одна изюминка гаража, также вытекающая из его архитектурных особенностей, - административные помещения или, проще говоря, кабинеты начальства, удачно вписанные в диаметр гаража. Признаюсь честно, их не совсем обычная форма в глаза не бросается - слишком уж велик диаметр круга, но, присмотревшись, можно понять, что стандартных прямоугольных комнат здесь не найдёшь. Другое дело - коридор, опоясывающий гараж по окружности и связывающий кабинеты между собой. Что-что, а его кривизна заметна с первого же взгляда. Отсюда и пошла правдивая присказка: «В НПАТП за углом особо не пошушукаешься. Нет углов!».
- Чего греха таить, персонал любит поругать это здание, но если бы кто-то сейчас завёл речь о переезде, всем и сразу стало бы жалко, - уверен Георгий Кильпияйнен. - Как-то у нас тут всё логично и к месту: швейный цех, ремонтные участки, спортивный комплекс со своим футбольным и волейбольным полем, бассейн, сауна. А когда поставили автоматическую мойку, все бегали смотреть на неё как на чудо техники. Раньше-то автобусы мыли исключительно вручную.
Кстати, ходят слухи, что киевляне от предложенного Ленинградом детища всё же устали и разобрали купол гаража. Тем сильнее НПАТП гордится своими хоромами. На всю территорию бывшего Советского Союза осталось только одно такое здание.
* * *
Сегодня специальная комиссия регулярно проверяет состояние опорных вантов, на которых лежит вся тяжесть кровли. Их нынешнее хорошее состояние свидетельствует о том, что в ближайшее время гаражу ничего не угрожает. Впрочем, всему есть свой срок.
Владимир БОГДАНОВ (фото)