Ему и положено быть на связи. Рота управления, 234-й десантно-штурмовой полк, 76-я Псковская дивизия ВДВ. Гвардии сержант. Отвечает за связь между подразделениями. Там он тоже Депутат — это его позывной. Или Сева.
Именно «Сева» и высветился у меня в телефоне, когда он ответил мне в «телеге». Я даже не сообразил сразу, настроился же на Анатолия Николаевича. Да, молодой, но статусный. Он, кстати, сначала районным депутатом был. Потому как шимский, из деревни Подгощи. Из семьи не просто большой, а очень большой — 12 детей родили мама с папой. Четверо братьев ушли на СВО. Все — Севы. Сева раз, Сева два… Все — поисковики. Старший Сергей — командир отряда «Новгородец» экспедиции «Долина», Анатолий — его заместитель.
По семейным обстоятельствам
В январе сержант СЕВОСТЬЯНОВ получил отпуск. О том, что он дома, мы в редакции узнали из официальной информации о встрече участника СВО с председателем Новгородской областной Думы Юрием Бобрышевым.
— Мы с Юрием Ивановичем часто контактируем. Новости, мой округ и вообще…
А как насчёт прессы?
— Встретимся, конечно, — пообещал Анатолий. — Вот только когда…
Очередная годовщина освобождения Великого Новгорода — надо участвовать. В школу пригласили — надо идти. Кто-то из земляков обратился: «Всё понимаю, простите, но не могли бы вы…» Хлопотное это дело — отпуск. Но вроде всё успел. Главное — позаботился о маме. За тем и приезжал. Мама — драгоценный человек. Отец рано ушёл из жизни, детей поднимала она. И вот понадобилась операция. На сердце.
Миша
Мама верит, что младший из сыновей, Михаил, всё ещё жив.
— Нам тоже хотелось бы верить. Даже вопреки тому, что знаем. В октябре он ушёл на задачу и не вернулся. Как и ещё один новгородец, который был с ним. Считаются пропавшими без вести.
Это Константиновка. Тяжёлое направление. Наши штурмовики берут город в клещи. Есть успехи. Но зайти в тот квадрат, где лежат тела наших парней, эвакуаторщики пока не могут. Примерно в километре оттуда — 1008-й полк, который новгородцы привыкли считать своим. Всего в километре! В этом полку служил Михаил. И продолжают служить его братья — Сергей и Александр.
— Миша — младший из нас. А ушёл на СВО первым. Ещё в августе 2022 года. Маме сказал, что едет на стройку. Перед тем как уйти на крайнюю задачу, вытащил раненого бойца. Сапёром был. «Я фартовый!» — он всегда так говорил.
Только вперёд!
Анатолий Севостьянов на войне — ровно год. Заключил контракт в январе 2025-го. Через несколько месяцев после того, как стал депутатом облдумы. Это было по-честному, потому что намерений своих не скрывал.
— Я часто ездил в зону СВО с гуманитаркой. Приезжаешь, а там свои — земляки, друзья, поисковики. (У него и сейчас в подразделении служат несколько наших из Великого Новгорода, Старой Руссы, Шимска. — Прим. авт.). Братья там! Понятно, что и тут работать надо. Всё важно. Но там, я думаю, важнее.
Я хочу, чтобы вот это «Победа будет за нами!» сбылось. И как можно быстрее. А всё остальное мы потом осилим. И за это будущее заплачена уже очень большая цена — жизнями ребят. Поэтому обратной дороги у нас нет. Только вперёд! Иные варианты просто не рассматриваются.
С Новым годом
Антенны, ретрансляторы, трофейные «Старлинки»… Но и дедовские способы никто не отменял, работают и в XXI веке. С катушечкой-то приходится побегать. А в этот момент над тобой может зависнуть «птичка» — вот такой беды деды точно не знали.
— И зависала. Раньше «Баба-яга», как истинная нечистая сила, летала по ночам, а теперь на постоянку. Я ей не понравился, наверное. Покрупнее добычу искала.
— Связисты, как и операторы БПЛА и артиллеристы, — второй эшелон. Идём за штурмовиками. Там особые люди, конечно. Но это война, каждый имеет свою долю риска. На Новый год, ровно в полночь, по нам стали бить «грады». Стеночки в блиндаже так и посыпались. Но ничего, выдержал как-то. Глубокий, вэсэушники себе строили. Само собой, наша артиллерия их тут же «поздравила» в ответ.
Про боевую работу рассказывает скупо. Считает ненужным, слишком жёстким?
— Нет, полк у нас такой — неразговорчивый. А вообще, на войне ты каждый день проживаешь какой-то рассказ.
Курск
Первые полгода Анатолий провёл в Курской области. Говорю ему, мол, сегодня прочёл, что найдено захоронение более 500 мирных жителей, убитых нациками.
— Боюсь, что ещё не один такой факт вскроется. Деревни жгли, людей расстреливали. Они же ещё и фотографировали свои подвиги. Брали вэсэушников в плен, а у них в телефонах — расправы, убийства.
— Так что, может, вычеркнем из списка братских народов?
— В семье не без урода. Я не верю, что там все такие садисты и звери. Потому и война, что брат пошёл на брата.
Фронт после фронта
Война не закончена, пока не похоронен последний солдат. Но мы всегда говорили это про Великую Отечественную. Анатолий Севостьянов к ней обязательно вернётся:
— Нам ещё ездить и ездить на Вахты Памяти. Этот фронт тоже оставить нельзя.
Со своими товарищами по поиску он участвовал в проекте «Без срока давности» — когда проводились работы в деревне Жестяная Горка на месте массовых расстрелов мирных жителей. Искал неразорвавшиеся боеприпасы в Мясном Бору — там, где прошла потом трасса М11. Их там, ВОПов этих, находили сотнями. И уж конечно, гораздо лучше многих Анатолий Николаевич понимает масштаб работ на Донбассе, когда там наступит мир. Его ещё предстоит освобождать от мин, которые там останутся в неимоверном количестве. И поднимать бойцов. Все наши должны вернуться домой. И Миша.
* * *
Во время отпуска депутат-связист успел поучаствовать ещё и в подготовке гуманитарного рейса. Без него группа тоже продолжала работать, но поездки стали реже. Надо поддерживать репутацию, а она у новгородцев — высокая.
— На том направлении, где я служу, наших очень уважают за ту большую помощь, которую они оказывают фронту.
Любой отпуск имеет свойство заканчиваться быстро. А у человека, получившего передышку на войне, наверное, в особенности. Пожелаем Анатолию Николаевичу и всем нашим землякам скорой победы!
Теги: солдатский орден, СВО, Новгородская область















