Новгородские кануполисты умеют вертеть головой на 360 градусов
Новгородская команда «Форсаж» выиграла прошедший в Москве чемпионат страны по кануполо. Воспитанники спортшколы «Олимп», тренирующиеся под руководством Олега КУЗЬМИНА, одержали победу в финале над своим давним соперником — командой «9-й вал» из Петербурга. Это шестая победа новгородцев на главном национальном турнире! А также повод поговорить с их наставником о том, что такое новгородское кануполо сегодня — спорт с забавным названием и непонятным будущим или нечто большее?
— Мне кажется, я была одним из первых новгородских журналистов, кто написал о появлении кануполо в нашем регионе. Компания уставших мужчин после рабочего дня каждую неделю ездила в Чудово на тренировки в местном бассейне. В Новгород возвращались к ночи. И никому не приходило в голову называть это чудачество спортом. Активный отдых! Выходит, сегодня кануполо повысило свой статус?
— Я успел один раз съездить в Чудово. Но это было не самое большое безумие (смеётся). Настоящим безумием было, когда те же мужчины ездили в Питер на ночные тренировки, чтобы отрабатывать там эскимосский переворот (игрок, уворачиваясь от столкновения с соперником, делает переворот в воде. — Авт.). В Новгороде-то бассейнов мало, и всё время в них расписано.
Я приобщился к кануполо в 2005 году. В прошлом занимался греблей на байдарке и полностью распроститься со спортом не смог. Мы собрали команду, поехали на значимый турнир — Кубок Москвы. И победили! Не очень хорошо играли, но хорошо гребли.
В общем, начинали с нуля. Помню, как-то пришел на тренировку, а мяча почему-то не оказалось. Нашел кусок пенопласта и с его помощью отрабатывал проброс мяча.
— То есть энтузиазм рулит?
— Да, его хватало. Благодаря ему в Новгороде в 2009 году и появилась секция по кануполо при спортшколе «Олимп». Идею выдвинул президент гребного спорта Новгородской области Игорь Володин.
Честно признаться, над нами все смеялись тогда. Мол, что за ерундой вы занимаетесь!? А потом перестали. Мы начали теснить признанных лидеров кануполо не только в России, но и за рубежом, выигрывали международные турниры. Новгород постоянно поставляет кандидатов в сборные страны — и во взрослую, и в молодежную.
— И августовский чемпионат Европы во Франции, на который в составе национальной команды поедут шестеро новгородцев, для них не первый.
— Мы уже пятый год ездим на чемпионаты Европы и мира. Дважды наши парни были пятыми на континентальном турнире среди молодежи. Выбиваем таких соперников, как Германия, которая всегда приезжает только с одной целью — победить.
— В Германии кануполо начали развивать еще с середины прошлого века, а в России с конца 90-х годов.
— В этой стране действует порядка 400 гребных клубов, и в половине из них развивают кануполо! А в России лишь два детских клуба. Один — наш, второй в Петербурге — «9-й вал». Есть команды и в других городах, но в основном это бывшие спортсмены — чаще всего слаломисты.
— Благодаря созданию школы вам и удается выступать успешно?
— Нам очень повезло с первым набором, который прошел в 2009 году, — пришли талантливые парни. И сегодня те новобранцы с нами. Уже и в армии отслужили, и работу нашли, и семьями обзавелись, а из команды не уходят. Их талант, трудолюбие, регулярные тренировки — всё это и приносит успех.
— Сколько спортсменов занимается сейчас на отделении кануполо?
— 32 человека.
— Скромно!
— А вы думаете, к нам очередь выстроилась? Формально мы можем вести набор спортсменов в возрасте 10 лет, но реально принимаем 12–13-летних школьников. Каяк — лодка тяжёлая. Её нужно суметь протащить, выгрести. А уже к 10 годам большая часть детей либо занимаются спортом, либо не занимаются ничем и не хотят. Но мы ищем перспективных пацанят, проводим просмотры в школах.
— А где же девичья команда?
— Жалеем мы девчонок. С весны до осени на воде в наших широтах для них — не самая приятная перспектива. Вот в Европе в кануполо много девушек. Но там и климат мягче, теплее.
— Какая репутация у кануполо на международной арене? Ведь в олимпийскую программу оно до сих пор не включено.
— В кануполо играет весь мир. Особенно сильно оно развито в Европе. Кстати, в 2012 году на Олимпиаде в Лондоне про-шли показательные игры по кануполо, но МОК пока не торопится принимать решение о его признании. Если бы это случилось, то наш спорт получил бы очень сильный толчок в развитии. В том числе в России, где особенно заметно разделение на олимпийские и неолимпийские дисциплины. Первые могут рассчитывать на солидную бюджетную поддержку.
— Но ведь и за рубежом кануполисты оплачивают выезды на турниры и тренировочные сборы из собственного кошелька, не рассчитывая на государственный бюджет.
— Это так, но 100 евро для европейца и российского спортсмена стоят по-разному. Та же неопреновая юбка для защиты от воды обойдется в 80 евро. Для наших иностранных конкурентов это не такие уж большие деньги, а вот для новгородских кануполистов — солидная сумма. В спортшколе они занимаются бесплатно, тренировочный канал — в их распоряжении. А всё остальное — поездки на соревнования, экипировка — оплачивается преимущественно за счет спонсоров.
— Значит, вы смело смотрите в глаза представителям олимпийской семьи — на их бюджет не претендуете?
— Да. Нам передали четыре строительных вагончика, которые мы своими силами, при помощи спортшколы и спонсоров привели в порядок. Учитывая, что наш вид спорта в основном летний, а зимой мы занимаемся только общефизической подготовкой, нам тут комфортно.
— Но разве вы не проводите турниры в бассейне?
— Изредка. Раз в год в декабре ездим на Кубок Москвы и три-четыре раза — на международный турнир в Алитус (Литва. — Авт.). В этом городе с 60-тысячным населением есть 50-метровый бассейн, в котором уживаются пловцы, ватерполисты и кануполисты. Этот старт помогает получить очень необходимый нам международный опыт.
— Как усложнилась техника кануполо за последние годы?
— Это в 2005 году эскимосский переворот был вершиной технического мастерства. То, что умеют игроки «Форсажа» сегодня, — уровень лучших европейских клубов. Они умеют играть — владеть мячом, бросать, знают тактику. И крутят головой на 360 градусов, чтобы кто-то из соперников не толкнул и не выбил мяч. Причем делают это в течение двух таймов по 10 минут каждый. Нужно знать, где соперник, где партнер, где мяч и ворота. При этом матч проходит на воде, а в руках — весло.
— В России новгородцам играть не скучно? По большому счету, здесь у вас один достойный визави — «9-й вал»
— Соглашусь. Российское кануполо в ближайшие годы вряд ли выдвинется на более высокие позиции в Европе и мире. Во-первых, у нас не хватает спортивных школ. Во-вторых, чтобы конкурировать с Европой, нужно играть там. Немцы, бельгийцы, французы, испанцы, итальянцы постоянно ездят друг к другу на сборы и турниры. Выгоды перемещения по Шенгенской зоне этому способствуют. Для нас выезд за рубеж — недешёвое удовольствие. Хотя российские команды в Европе знают и зовут к себе.
Но надежда есть. Игроки из молодёжки, которая выступает более успешно, чем взрослые спортсмены, становятся старше и постепенно переходят в основной состав, усиливая его. А значит, наши шансы на успех растут.
Фото Фархада Юсупова