Как новгородская спортсменка Дарья Лукина приручила дракона
Если кто в Новгородской области и умеет летать на драконах, так это воспитанница отделения гребли на байдарках и каноэ спортшколы олимпийского резерва «Олимп» Дарья ЛУКИНА. Не знаем, что подумали вы, а мы — про лодки «дракон», или dragonbout.
Голова и хвост
Казалось бы, такое плавсредство не создано для спорта. Нос украшает массивная голова дракона, на корме — его хвост. Весит лодка 250 кг. Другими словами, полная противоположность лодок для академической гребли, байдарок и каноэ — узких, лёгких, созданных для того, чтобы рассекать воду и воздух.
Тем не менее уже не первое десятилетие в мире проводят соревнования по гребле на драконах. Поначалу состязания были одинаково престижны в заездах экипажей и из 10, и из 20 гребцов. Сейчас на авансцену вышли десятки.
Этот вид спорта зародился на востоке больше 2000 лет назад и развивался в Китае, Тайланде, на Филиппинах, которые и остаются лидерами планеты.
— Они действительно летают. Очень слаженно работают — тук-тук-тук вёслами по воде, словно швейная машинка, — говорит Дарья. — Высший пилотаж!
В России драконы начали обживаться около 20 лет назад. Первооткрывателями были тверские байдарочники, которые и сегодня удерживают статус сильнейших в стране. Российские гребцы успешно выступают на международных соревнованиях в этом виде гребли. Свой вклад внесла и Дарья Лукина, собрав целую коллекцию медалей как с чемпионата мира, так и с главных российских соревнований.
Прямо по курсу — победа
Впервые новгородка оседлала диковинную лодку в 2014 году. Идею подбросила её напарница по соревнованиям среди байдарочников Галина Бахарева. Вместе с ней Дарья отправилась в Нижний Новгород на Кубок России — первые в своей жизни соревнования по гребле на драконах.
— Экипаж тогда устроило, как я работаю, попадаю в общий ритм, и мне сразу предложили принять участие в чемпионате России — отборочных соревнованиях на чемпионат мира, — рассказала Дарья. — Разве я могла от такого отказаться?!
На главном российском турнире новгородка успешно прошла отбор на мировое первенство, и её дебют на чемпионате мира, проводившемся в польской Познани, стал для спортсменки и всех российских гребцов трудным и ярким. Перед этим для спортсменов был устроен насыщенный тренировочный сбор в Рязанской области на озере Сынтул. Выглядело это наверняка почти фантастически: открыточные среднерусские пейзажи, драконьи головы и глухой стук барабанов.
Почему барабанов? Потому что не только гребцы находятся в лодке. На носу сидит барабанщик — он своими ударами и командами задаёт темп движения. На корме место занимает рулевой — без него победа тоже недостижима. С помощью длинного весла, играющего роль руля, он старается вести лодку самым удобным и верным курсом к финишу.
— Двухкилометровая гонка, в которой экипажи совершают сразу три поворота, — это в большей степени гонка рулевых, ворочающих огромными вёслами, — сказала Дарья. — Кто сможет обхитрить соперников и выбрать правильную траекторию, тот и победит. Сильнейших определяют по головам драконов, пересёкших линию финишного створа.
Из лодки в лодку
Но вернёмся в Познань, из которой новгородка приехала сразу с семью медалями, увенчавшими три дня напряжённой борьбы: предварительные заезды, полуфиналы, финалы… Спортсменка только успевала пересаживаться из лодки в лодку — выступала и в женских, и смешанных экипажах вместе с мужчинами.
После старта в Польше Дарья съездила на Кубок мира в китайский Чунцин, и там российским экипажам пришлось очень трудно. Смогли увезти одну бронзовую медаль. И хоть с азиатскими гребцами бороться сложно, российские покорители драконов смогли найти их слабые места. Техника соперников такова, что в штиль и против ветра им разогнаться непросто.
— На чемпионате мира в Москве нам пророчили, что мы в лучшем случае сможем зацепиться за третье место, но в день финального заезда на 200-метровке ветра не было, и мы смогли обойти и Тайланд, и Филиппины, — рассказала Дарья.
Живой мотор
Поклонники гребли хорошо знают, как сложно сделать из экипажа единый механизм, в котором каждый выполняет гребок одновременно и одинаково. Иначе дракон не полетит, а поползёт на брюхе. Поэтому у каждого спортсмена — своя роль. С обеих сторон лодки сидят по 5 (или 10) человек. Первые две лавки занимают загребные, они под удар барабана задают темп всему экипажу. Остальные гребцы превращаются в мощный живой мотор, который обеспечивает скорость движения, поднимает лодку на глиссер и несёт её к финишу.
Дарье удалось побывать в разных амплуа: пришлось посидеть и на позиции загребного, а однажды на предварительном заезде она выступила в роли барабанщика. Они ещё до гонки договариваются с загребными, с каким темпом идти на старте, в середине дистанции и на финише, где сделать ускорение.
— Скажу честно — мне легче грести, — призналась она. — Я не могу на всё это смотреть со стороны — безумно хочется помочь экипажу, а приходится только стучать и кричать.
В результате любой заезд, а особенно финальный, превращается без преувеличения в феерическое зрелище.
Вода бурлит, низкий звук барабанов пробирает до мурашек, барабанщики и рулевые кричат, драконы летят над водой… Запросто можно и голову потерять. В буквальном смысле. Бывали случаи, когда на поворотах лодки не выдерживали нагрузки, и драконья голова отваливалась — она ж съёмная. Как и хвост.
Тогда вся гонка теряла смысл — «обезглавленный» экипаж на финише не примут. С российскими гребцами такого не случалось. Они смогли приручить драконов.
Теги: спорт, гребля, драконы, Дарья Лукина, Великий Новгород