Сегодня воскресенье, 21 июля 2019 года

Газета издавалась с 1838 года по 1918 год.
Издание возобновлено 29 декабря 1990 года.

Мария Клапатнюк

Ганза чувствительная

В поисках средневековой Руси съёмочная группа оказалась на Даугаве

В поисках средневековой Руси съёмочная группа оказалась на Даугаве

Фото: из архива проекта «Ганза. Путь навстречу»

В центре первого документально-игрового фильма о торговом союзе — отношения людей

Во время празднования Ганзейских дней в Пскове начал работу первый Международный кинофестиваль «Западные ворота», организованный киностудией «Ленфильм» совместно с администрацией Псковской области. Фильмом открытия кинофестиваля устроители выбрали новую документально-игровую картину «Ганза. Путь навстречу» Виктора НОСКИНА.

Виктор Носкин планирует вернуться в Новгород для продолжения работы (Фото Сергея СУФТИНА)

Новгородцам это кино совсем не чужое — съёмки части сцен проходили осенью в Великом Новгороде, Витославлицах и Старой Руссе. При этом реку Волхов в картине «сыграла» Даугава, а башни деревянного ещё кремля и вовсе нашлись в латвийских лесах. С чем это связано, чем объяснить интерес кинематографа к средневековому торговому союзу и чего ещё ждать Новгородчине от проекта «Ганза. Путь навстречу», режиссёр рассказал в интервью «НВ».

— Виктор, как получилось, что среди многообразия исторического материала вы выбрали именно Ганзу?

— Темой Ганзейского союза я заинтересовался, ещё работая в Риге как телевизионный режиссёр. Рига — ганзейский город. С циклом передач «Латвия. Прогулки под зонтом» нас пригласили в клуб «Ганза-Медиа». Честно говоря, мы тогда слабо понимали, что это такое и с чем это едят. Но я решил разобраться и откопал бездонный материал. Вообще я всю жизнь увлекаюсь историей. И этот малоизученный сегмент, Ганзейский союз, о котором мало знает широкая публика, меня дико заинтересовал. Около шести сотен лет интересных фактов, самых разных отношений, от торговых до политических, религиозных, межличностных — набрал материала на целый фильм.

— Страха погружаться в такие исторические пучины не было?

— Страха не было. Любая история имеет своё начало и конец. История русской Ганзы началась в Великом Новгороде, им фактически и закончилась, когда город потерял вече и самостоятельность. Ну а для нашего проекта я старался выбирать самые интересные детали из жизни Ганзы.

— И что вас лично зацепило больше всего?

— Во время подготовительной работы я прочитал книгу Елены Рыбиной, откуда и черпал основную информацию. Так вот, меня удивило и обрадовало, что сами ганзейцы признавали: Русь никогда не была младшей сестрой Европы, нам не «несли культуру и ценности». Я, копаясь в исторических материалах в Любеке, Риге, понял, что с нами считались, нас уважали. Были различные периоды в отношениях, но они всегда держались на уважении — торговом и политическом. К примеру, я нашёл информацию о том, что даже отец немецкой нации Фридрих Первый Барбаросса признавал: новгородские купцы имеют право приоритетной торговли в Любеке. Дело было в XII веке. Барбаросса утверждал, что русские не врут, соблюдают правила: им достаточно руку пожать, поцеловать крест, и от слова своего русский купец уже не отступится. Такой вот уровень доверия.

— Это приятно слышать даже спустя столько веков…

— То же самое в Константинополе: киевские и новгородские купцы получали целый торговый район, в котором свободно жили и торговали. Русская система мер и весов признавалась во всей Европе, это тоже дорогого стоило. Уважение к Руси было немалым — очень важные вопросы без Руси старались не решать. Об этом очень хочется напомнить нынешним политикам.

— Вы все эти ценности внедрили в канву фильма?

— Да, нашу композицию открывает голос художника Никаса Сафронова: «Время движется вперёд, древние города растут и развиваются. Но всё строится на простых ценностях: мире, уважении и любви». Я не зря придумал такого персонажа — Мартина из Ливонии, немца, единственного полностью «сочинённого», пришедшего на Русь и полюбившего Русь через новгородку Мирославу Борецкую.

— Знаковая фамилия не случайна?

— Имя произвольное, а фамилия действительно знаковая. В нашем фильме семья Мирославы держит торговлю в городе. И её фамилия достойна того, чтобы быть произнесённой. Почему бы нашей Мирославе не быть, к примеру, прародительницей Марфы Посадницы? Любовь между русской и немцем — это возможность для европейца понять наши ценности. У нас в фильме нет почти ничего про войну. И товарно-денежные отношения, купил-продал, — тоже не самое главное. Человек, постигающий человеческие ценности, — вот что интересно. Знаете ли вы, что, к примеру, Прокопий Праведный, или Устюжский, — первый на Руси юродивый святой, пришёл на Русь ганзейским купцом?

— Кстати, в Ганзейском союзе десятки городов. Где, кроме Новгородчины, ещё снимался фильм?

— В Пскове, конечно. В Риге. Там очень приятно и удобно было снимать Ливонию. Мы, скажу по секрету, даже Волхов снимали на Даугаве, потому что на Волхове не нашли славянских ладей, и я считаю, что это большое упущение.

— Вы об ушкуях?

— Да, о них. А на Даугаве обнаружились три потрясающие лодки. И при всём том, что многие повторяют: «на постсоветском пространстве к России относятся как к…», когда мы снимали на рижской киностудии и нуждались в славянской одежде, нам охотно помогли решить этот вопрос. Более того, мужчины-латыши, хозяева ладей, не взяли ни копейки, вывели судна на реку несмотря на серьёзную непогоду. В итоге одна из лодок села на мель, а мы использовали другую. В фильм вошла эта сцена: Мартин спускается по Волхову на ладье. Она абсолютно славянская, но при этом на Даугаве у латышей. Да и река отлично сыграла — бушующая непогода на несколько часов съёмок улеглась, засияла золотая осень. Волхов получился очень харизматичным.

— А вообще, насколько трудно искать подходящую натуру для съёмок Средневековья в наше время?

— Изначально Ливонию мы собирались снимать в Германии, но не срослось. Работали в Латвии… И мне бы хотелось, чтобы россияне поучились немножко у соседей. Латвия — страна небогатая, особенно сейчас. Но как они чтут исторические традиции! Муниципалитеты помогают частным лицам строить ладьи, восстанавливать крепости. Мы снимали выезд из Новгорода — деревянные ворота и частокол в 250 километрах от Риги, в лесах. Там стоит замок с воротами, отстроен он семейством, увлечённым историей своего государства. В хозяйстве есть лодка — что-то среднее между ушкуем и драккаром. С редких посетителей берут символическую плату за осмотр территории, а в основном делают всё для себя — сохраняют исконное.

— На Новгородчине совсем недавно снимались «Рюриковичи», до этого по ТВ с успехом прошли «Романовы». Спрос на докудрамы и историю так велик, сейчас это модно?

— Например, при показе «Ганзы…» на открытии фестиваля зал был набит битком. Это очень приятно: приехали новгородцы, рушане, псковичи, рижане. У меня было ощущение, что Ганза продолжает жить и людям это очень важно. После просмотра мы общались с Манфредом Шюркампом, почетным членом Международного Ганзейского союза. По его мнению, фильм должны увидеть в Европе, хотя бы потому, что он показывает отношения Руси к Европе, раньше этой темы попросту никто не касался.

— Ваш фильм, выходит, действительно единственный в своём роде? Я не помню крупного кино о Ганзе.

— Есть какие-то документальные, локальные очерки. В Германии есть фильм «Немецкая Ганза» о войне Любека с датчанами. А про Ганзу и Русь вообще ничего нет. Возможно, поэтому Европа заинтересовалась проектом. Предварительное согласие показать фильм выразили пять каналов, в том числе четыре иностранных. Но я бы хотел доснять ещё несколько эпизодов, чтобы логически завершить проект, в Великом Новгороде в том числе. Сейчас фильм идёт 55 минут — признаться, мы спешили смонтировать композицию к фестивалю. Но в идеале хочется выпустить две серии по 45 минут. Если всё сложится, с Божьей помощью уже в июле мы будем продолжать съёмки на Новгородчине. У меня есть идея снять Никаса Сафронова в роли Феофана Грека, расписывающего Спасо-Преображенский храм на Ильине улице. Очень хотелось бы, чтобы всё состоялось как задумано.

РЕКЛАМА

Рекомендуемое

Еще статьи

В этом году жители Великого Новгорода точно не скажут, что с ремонтом дорог затянули. Работы идут полным ходом

Ровным слоем

С начала лета приведено в порядок более 70 километров новгородских дорог

17.07.2019 / Тема

Так выглядела дорога у Погорелки в июне 2017 года. Два года назад её  восстановили оперативно, но не капитально. Впереди большой ремонт трубопровода. Работы по его замене будут проходить так же, как сейчас это происходит недалеко от Каменки

Там, где прошлась стихия

В Любытинском районе на трубопереездах, повреждённых два года назад ливнями, начался капитальный ремонт

17.07.2019 / Тема

Техника у деревни Новое Овсино Батецкого района

Гравийный участок исключён

Подрядчик приступил к ремонту дороги в Батецком районе

17.07.2019 / Тема

После ремонта здание бывшего Центра служебного собаководства будет передано исполнителю контракта по отлову и содержанию безнадзорных животных

Кому эффективность, а кому гуманность

Вопросы к работе приюта для бездомных животных появились задолго до его открытия

10.07.2019 / Тема

Неточная жестокость

Зоозащитники ждут, когда закон обеспечит неотвратимость наказания живодёров

10.07.2019 / Тема

В РЖД заявили, что по ВСМ из Москвы в Петербург можно будет доехать в два раза быстрее, чем сейчас на «Сапсане»

Выход из тупика

Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали через Великий Новгород — шанс исправить историческую несправедливость

03.07.2019 / Тема

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2019 года
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА